1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше...

Математика для чайников

Тема в разделе "Статьи", создана пользователем Денчик, 20 авг 2024.

Темы в которых сейчас ответили
Артемий 3.0 Последнее сообщение Irina23, 13 окт 2024 в 11:15
Полли 15 лет соль а-пвп. с 11... Последнее сообщение Viktoriia, 13 окт 2024 в 11:13
Помогите спасти сына, готов к... Последнее сообщение Pin, 13 окт 2024 в 11:01
Между первой и второй- Антон. М Последнее сообщение TailyFox, 13 окт 2024 в 10:56
Руслан бросаю апвп и марихуану Последнее сообщение Руся совер, 13 окт 2024 в 10:48
Владимир. Борьба с зависимостями Последнее сообщение вовина жена, 13 окт 2024 в 10:28
Артем Zhid Бросаю употребление... Последнее сообщение Артем Zhid, 13 окт 2024 в 10:14
Серёга. Бросаю бухать и торчать Последнее сообщение Masja, 13 окт 2024 в 09:19
View Users: View Users
  1. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 5. Решить уравнение [​IMG]

    Раскроем скобки в обеих частях уравнения там, где это можно:

    [​IMG]

    Умнóжим обе части уравнения на 15

    [​IMG]

    Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

    [​IMG]

    Сократим в обеих частях уравнения, то что можно сократить:

    [​IMG]

    Перепишем то, что у нас осталось:

    [​IMG]

    Раскроем скобки там, где это можно:

    [​IMG]

    Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Не забываем, что во время переноса, слагаемые меняют свои знаки на противоположные:

    [​IMG]

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях уравнения:

    [​IMG]

    Найдём значение x

    [​IMG]

    В получившемся ответе можно выделить целую часть:

    [​IMG]

    Вернемся к исходному уравнению и подставим вместо x найденное значение [​IMG]

    [​IMG]

    Получается довольно громоздкое выражение. Воспользуемся переменными. Левую часть равенства занесем в переменную A, а правую часть равенства в переменную B

    [​IMG]

    Наша задача состоит в том, чтобы убедиться равна ли левая часть правой. Другими словами, доказать равенство A = B

    Найдем значение выражения, находящегося в переменной А.

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  2. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Значение переменной А равно [​IMG]. Теперь найдем значение переменной B. То есть значение правой части нашего равенства. Если и оно равно [​IMG], то уравнение будет решено верно

    [​IMG]

    Видим, что значение переменной B, как и значение переменной A равно [​IMG]. Это значит, что левая часть равна правой части. Отсюда делаем вывод, что уравнение решено правильно.

    Теперь попробуем не умножать обе части уравнения на одно и то же число, а делить.

    Рассмотрим уравнение 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42. Решим его обычным методом: слагаемые, содержащие неизвестные, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые, свободные от неизвестных — в правой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение x

    [​IMG]

    Подставим найденное значение 2 вместо x в исходное уравнение:

    [​IMG]

    Теперь попробуем разделить все слагаемые уравнения 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 на какое-нибудь число. Замечаем, что все слагаемые этого уравнения имеют общий множитель 2. На него и разделим каждое слагаемое:

    [​IMG]

    Выполним сокращение в каждом слагаемом:

    [​IMG]

    Перепишем то, что у нас осталось:

    [​IMG]

    Решим это уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

    [​IMG]

    Получили корень 2. Значит уравнения 15x + 7x + 7 = 35x − 20x + 21 и 30x + 14x + 14 = 70x − 40x + 42 равносильны.

    Деление обеих частей уравнения на одно и то же число позволяет освобождать неизвестное от коэффициента. В предыдущем примере когда мы получили уравнение 7x = 14, нам потребовалось разделить произведение 14 на известный сомножитель 7. Но если бы мы в левой части освободили неизвестное от коэффициента 7, корень нашелся бы сразу. Для этого достаточно было разделить обе части на 7

    [​IMG]

    Этим методом мы тоже будем пользоваться часто.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  3. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Умножение на минус единицу
    Если обе части уравнения умножить на минус единицу, то получится уравнение равносильное данному.

    Это правило следует из того, что от умножения (или деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, корень данного уравнения не меняется. А значит корень не поменяется если обе его части умножить на −1.

    Данное правило позволяет поменять знаки всех компонентов, входящих в уравнение. Для чего это нужно? Опять же, чтобы получить равносильное уравнение, которое проще решать.

    Рассмотрим уравнение [​IMG]. Чему равен корень этого уравнения?

    Прибавим к обеим частям уравнения число 5

    [​IMG]

    Приведем подобные слагаемые:

    [​IMG]

    А теперь вспомним про коэффициент буквенного выражения. Что же представляет собой левая часть уравнения [​IMG]. Это есть произведение минус единицы и переменной x

    [​IMG]

    То есть минус, стоящий перед переменной x, относится не к самой переменной x, а к единице, которую мы не видим, поскольку коэффициент 1 принято не записывать. Это означает, что уравнение [​IMG] на самом деле выглядит следующим образом:

    [​IMG]

    Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти х, нужно произведение −5 разделить на известный сомножитель −1.

    [​IMG]

    или разделить обе части уравнения на −1, что еще проще

    [​IMG]

    Итак, корень уравнения [​IMG] равен 5. Для проверки подставим его в исходное уравнение. Не забываем, что в исходном уравнении минус стоящий перед переменной x относится к невидимой единице

    [​IMG]

    Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено верно.

    Теперь попробуем умножить обе части уравнения [​IMG] на минус единицу:

    [​IMG]

    После раскрытия скобок в левой части образуется выражение [​IMG], а правая часть будет равна 10

    [​IMG]

    Корень этого уравнения, как и уравнения [​IMG] равен 5

    [​IMG]

    Значит уравнения [​IMG] и [​IMG] равносильны.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  4. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 2. Решить уравнение [​IMG]

    В данном уравнении все компоненты являются отрицательными. С положительными компонентами работать удобнее, чем с отрицательными, поэтому поменяем знаки всех компонентов, входящих в уравнение [​IMG]. Для этого умнóжим обе части данного уравнения на −1.

    Понятно, что от умножения на −1 любое число поменяет свой знак на противоположный. Поэтому саму процедуру умножения на −1 и раскрытие скобок подробно не расписывают, а сразу записывают компоненты уравнения с противоположными знаками.

    Так, умножение уравнения [​IMG] на −1 можно записать подробно следующим образом:

    [​IMG]

    либо можно просто поменять знаки всех компонентов:

    [​IMG]

    Получится то же самое, но разница будет в том, что мы сэкономим себе время.

    Итак, умножив обе части уравнения [​IMG] на −1, мы получили уравнение [​IMG]. Решим данное уравнение. Из обеих частей вычтем число 4 и разделим обе части на 3

    [​IMG]

    Когда корень найден, переменную обычно записывают в левой части, а её значение в правой, что мы и сделали.

    Пример 3. Решить уравнение [​IMG]

    Умнóжим обе части уравнения на −1. Тогда все компоненты поменяют свои знаки на противоположные:

    [​IMG]

    Из обеих частей получившегося уравнения вычтем 2x и приведем подобные слагаемые:

    [​IMG]

    Прибавим к обеим частям уравнения единицу и приведем подобные слагаемые: [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  5. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Приравнивание к нулю
    Недавно мы узнали, что если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.

    А что будет если перенести из одной части в другую не одно слагаемое, а все слагаемые? Верно, в той части откуда забрали все слагаемые останется ноль. Иными словами, не останется ничего.

    В качестве примера рассмотрим уравнение [​IMG]. Решим данное уравнение, как обычно — слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в одной части, а числовые слагаемые, свободные от неизвестных оставим в другой. Далее выполняя известные тождественные преобразования, найдем значение переменной x

    [​IMG]

    Теперь попробуем решить это же уравнение, приравняв все его компоненты к нулю. Для этого перенесем все слагаемые из правой части в левую, изменив знаки:

    [​IMG]

    Приведем подобные слагаемые в левой части:

    [​IMG]

    Прибавим к обеим частям 77, и разделим обе части на 7

    [​IMG]

    Альтернатива правилам нахождения неизвестных
    Очевидно, что зная о тождественных преобразованиях уравнений, можно не заучивать наизусть правила нахождения неизвестных.

    К примеру, для нахождения неизвестного в уравнении [​IMG] мы произведение 10 делили на известный сомножитель 2

    [​IMG]

    Но если в уравнении [​IMG] обе части разделить на 2 корень найдется сразу. В левой части уравнения в числителе множитель 2 и в знаменателе множитель 2 сократятся на 2. А правая часть будет равна 5

    [​IMG]

    Уравнения вида [​IMG] мы решали выражая неизвестное слагаемое:

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Но можно воспользоваться тождественными преобразованиями, которые мы сегодня изучили. В уравнении [​IMG] слагаемое 4 можно перенести в правую часть, изменив знак:

    [​IMG]

    [​IMG]

    Далее разделить обе части на 2

    [​IMG]

    В левой части уравнения сократятся две двойки. Правая часть будет равна 2. Отсюда [​IMG].

    Либо можно было из обеих частей уравнения вычесть 4. Тогда получилось бы следующее:
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  6. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    [​IMG]

    В случае с уравнениями вида [​IMG] удобнее делить произведение на известный сомножитель. Сравним оба решения:

    [​IMG]

    Первое решение намного короче и аккуратнее. Второе решение можно значительно укоротить, если выполнить деление в уме.

    Тем не менее, необходимо знать оба метода, и только затем использовать тот, который больше нравится.

    Когда корней несколько
    Уравнение может иметь несколько корней. Например уравнение x(x + 9) = 0 имеет два корня: 0 и −9.

    [​IMG]

    В уравнении x(x + 9) = 0 нужно было найти такое значение x при котором левая часть была бы равна нулю. В левой части этого уравнения содержатся выражения x и (x + 9), которые являются сомножителями. Из законов умножения мы знаем, что произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или первый сомножитель или второй).

    То есть в уравнении x(x + 9) = 0 равенство будет достигаться, если x будет равен нулю или (x + 9) будет равно нулю.

    x = 0 или x + 9 = 0

    Приравняв к нулю оба этих выражения, мы сможем найти корни уравнения x(x + 9) = 0. Первый корень, как видно из примера, нашелся сразу. Для нахождения второго корня нужно решить элементарное уравнение x + 9 = 0. Несложно догадаться, что корень этого уравнения равен −9. Проверка показывает, что корень верный:

    −9 + 9 = 0
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  7. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 2. Решить уравнение [​IMG]

    Данное уравнение имеет два корня: 1 и 2. Левая часть уравнения является произведение выражений (x − 1) и (x − 2). А произведение равно нулю, если хотя бы один из сомножителей равен нулю (или сомножитель (x − 1) или сомножитель (x − 2)).

    Найдем такое x при котором выражения (x − 1) или (x − 2) обращаются в нули:

    [​IMG]

    Подставляем по-очереди найденные значения в исходное уравнение [​IMG] и убеждаемся, что при этих значениях левая часть равняется нулю:

    [​IMG]

    Когда корней бесконечно много
    Уравнение может иметь бесконечно много корней. То есть подставив в такое уравнение любое число, мы получим верное числовое равенство.

    Пример 1. Решить уравнение [​IMG]

    Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения и привести подобные слагаемые, то получится равенство 14 = 14. Это равенство будет получаться при любом x

    [​IMG]

    Пример 2. Решить уравнение [​IMG]

    Корнем данного уравнения является любое число. Если раскрыть скобки в левой части уравнения, то получится равенство 10x + 12 = 10x + 12. Это равенство будет получаться при любом x

    Когда корней нет
    Случается и так, что уравнение вовсе не имеет решений, то есть не имеет корней. Например уравнение [​IMG] не имеет корней, поскольку при любом значении x, левая часть уравнения не будет равна правой части. Например, пусть [​IMG]. Тогда уравнение примет следующий вид

    [​IMG]

    Пусть [​IMG]

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  8. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Буквенные уравнения
    Уравнение может содержать не только числа с переменными, но и буквы.

    Например, формула нахождения скорости является буквенным уравнением:

    [​IMG]

    Данное уравнение описывает скорость движения тела при равноускоренном движении.

    Полезным навыком является умение выразить любой компонент, входящий в буквенное уравнение. Например, чтобы из уравнения [​IMG] определить расстояние, нужно выразить переменную s.

    Умнóжим обе части уравнения [​IMG] на t

    [​IMG]

    В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

    [​IMG]

    В получившемся уравнении левую и правую часть поменяем местами:

    [​IMG]

    У нас получилась формула нахождения расстояния, которую мы изучали ранее.

    Попробуем из уравнения [​IMG] определить время. Для этого нужно выразить переменную t.

    Умнóжим обе части уравнения на t

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  9. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    В правой части переменные t сократим на t и перепишем то, что у нас осталось:

    [​IMG]

    В получившемся уравнении v × t = s обе части разделим на v

    [​IMG]

    В левой части переменные v сократим на v и перепишем то, что у нас осталось:

    [​IMG]

    У нас получилась формула определения времени, которую мы изучали ранее.

    Предположим, что скорость поезда равна 50 км/ч

    v = 50 км/ч

    А расстояние равно 100 км

    s = 100 км

    Тогда буквенное уравнение [​IMG] примет следующий вид

    [​IMG]

    Из этого уравнения можно найти время. Для этого нужно суметь выразить переменную t. Можно воспользоваться правилом нахождения неизвестного делителя, разделив делимое на частное и таким образом определить значение переменной t

    [​IMG]

    либо можно воспользоваться тождественными преобразованиями. Сначала умножить обе части уравнения на t

    [​IMG]

    Затем разделить обе части на 50

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  10. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 2. Дано буквенное уравнение [​IMG]. Выразите из данного уравнения x

    Вычтем из обеих частей уравнения a

    [​IMG]

    Разделим обе части уравнения на b

    [​IMG]

    Теперь, если нам попадется уравнение вида a + bx = c, то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения. Те значения, которые будут подставляться вместо букв a, b, c принято называть параметрами. А уравнения вида a + bx = c называют уравнением с параметрами. В зависимости от параметров, корень будет меняться.

    Решим уравнение 2 + 4x = 10. Оно похоже на буквенное уравнение a + bx = c. Вместо того, чтобы выполнять тождественные преобразования, мы можем воспользоваться готовым решением. Сравним оба решения:

    [​IMG]

    Видим, что второе решение намного проще и короче.

    Для готового решения необходимо сделать небольшое замечание. Параметр b не должен быть равным нулю (b ≠ 0), поскольку деление на ноль на допускается.

    Пример 3. Дано буквенное уравнение [​IMG]. Выразите из данного уравнения x

    Раскроем скобки в обеих частях уравнения

    [​IMG]

    Воспользуемся переносом слагаемых. Параметры, содержащие переменную x, сгруппируем в левой части уравнения, а параметры свободные от этой переменной — в правой.

    [​IMG]

    В левой части вынесем за скобки множитель x

    [​IMG]

    Разделим обе части на выражение a − b

    [​IMG]

    В левой части числитель и знаменатель можно сократить на a − b. Так окончательно выразится переменная x

    [​IMG]

    Теперь, если нам попадется уравнение вида a(x − c) = b(x + d), то у нас будет готовое решение. Достаточно будет подставить в него нужные значения.

    Допустим нам дано уравнение 4(x − 3) = 2(x + 4). Оно похоже на уравнение a(x − c) = b(x + d). Решим его двумя способами: при помощи тождественных преобразований и при помощи готового решения:

    Для удобства вытащим из уравнения 4(x − 3) = 2(x + 4) значения параметров a, b, c, d. Это позволит нам не ошибиться при подстановке:

    [​IMG]

    [​IMG]

    Как и в прошлом примере знаменатель здесь не должен быть равным нулю (a − b ≠ 0). Если нам встретится уравнение вида a(x − c) = b(x + d) в котором параметры a и b будут одинаковыми, мы сможем не решая его сказать, что у данного уравнения корней нет, поскольку разность одинаковых чисел равна нулю.

    Например, уравнение 2(x − 3) = 2(x + 4) является уравнением вида a(x − c) = b(x + d). В уравнении 2(x − 3) = 2(x + 4) параметры a и b одинаковые. Если мы начнём его решать, то придем к тому, что левая часть не будет равна правой части:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  11. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Линейные уравнения с одним неизвестным
    Рассмотренные в данном уроке уравнения называют линейными уравнениями первой степени с одним неизвестным.

    Если уравнение дано в первой степени, не содержит деления на неизвестное, а также не содержит корней из неизвестного, то его можно назвать линейным. Мы еще не изучали степени и корни, поэтому чтобы не усложнять себе жизнь, слово «линейный» будем понимать как «простой».

    Большинство уравнений, решенных в данном уроке, в конечном итоге сводились к простейшему уравнению, в котором нужно было произведение разделить на известный сомножитель. Таковым к примеру является уравнение 2(x + 3) = 16. Давайте решим его.

    Раскроем скобки в левой части уравнения, получим 2x + 6 = 16. Перенесем слагаемое 6 в правую часть, изменив знак. Тогда получим 2x = 16 − 6. Вычислим правую часть, получим 2x = 10. Чтобы найти x, разделим произведение 10 на известный сомножитель 2. Отсюда x = 5.

    Уравнение 2(x + 3) = 16 является линейным. Оно свелось к уравнению 2x = 10, для нахождения корня которого потребовалось разделить произведение на известный сомножитель. Такое простейшее уравнение называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. Слово «канонический» является синонимом слов «простейший» или «нормальный».

    Линейное уравнение первой степени с одним неизвестным в каноническом виде называют уравнение вида ax = b.

    Полученное нами уравнение 2x = 10 является линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в каноническом виде. У этого уравнения первая степень, одно неизвестное, оно не содержит деления на неизвестное и не содержит корней из неизвестного, и представлено оно в каноническом виде, то есть в простейшем виде при котором легко можно определить значение x. Вместо параметров a и b в нашем уравнении содержатся числа 2 и 10. Но подобное уравнение может содержать и другие числа: положительные, отрицательные или равные нулю.

    Если в линейном уравнении a = 0 и b = 0, то уравнение имеет бесконечно много корней. Действительно, если a равно нулю и b равно нулю, то линейное уравнение ax = b примет вид 0x = 0. При любом значении x левая часть будет равна правой части.

    Если в линейном уравнении a = 0 и b ≠ 0, то уравнение корней не имеет. Действительно, если a равно нулю и b равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 5, то уравнение ax = b примет вид 0x = 5. Левая часть будет равна нулю, а правая часть пяти. А ноль не равен пяти.

    Если в линейном уравнении a ≠ 0, и b равно любому числу, то уравнение имеет один корень. Он определяется делением параметра b на параметр a

    [​IMG]

    Действительно, если a равно какому-нибудь числу, не равному нулю, скажем числу 3, и b равно какому-нибудь числу, скажем числу 6, то уравнение [​IMG] примет вид [​IMG].
    Отсюда [​IMG].

    Существует и другая форма записи линейного уравнения первой степени с одним неизвестным. Выглядит она следующим образом: ax − b = 0. Это то же самое уравнение, что и ax = b, но параметр b перенесен в левую часть с противоположным знаком. Такие уравнение мы тоже решали в данном уроке. Например, уравнение 7x − 77 = 0. Уравнение вида ax − b = 0 называют линейным уравнением первой степени с одним неизвестным в общем виде.

    В будущем после изучения рациональных выражений, мы рассмотрим такие понятия, как посторонние корни и потеря корней. А пока рассмотренного в данном уроке будет достаточным.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  12. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Задания для самостоятельного решения
    Задание 1. Используя метод переноса слагаемого, решите следующее уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 2. Используя метод прибавления (или вычитания) числа к обеим частям, решите следующее уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 3. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 4. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 5. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 6. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 7. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 8. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 9. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 10. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 11. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 12. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 13. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 14. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 15. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 16. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 17. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 18. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 19. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 20. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  13. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Задание 21. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 22. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 23. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 24. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 25. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 26. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 27. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 28. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 29. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 30. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 31. Решите уравнение:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 32. В следующем буквенном уравнении выразите переменную x:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 33. В следующем буквенном уравнении выразите переменную x:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 34. В следующем буквенном уравнении выразите переменную x:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 35. В следующем буквенном уравнении выразите переменную x:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 36. В следующем буквенном уравнении выразите переменную y:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 37. В следующем буквенном уравнении выразите переменную z:
    [​IMG]
    Показать решение
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  14. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Решение задач с помощью уравнений


    Решение задачи обычно свóдится к тому, чтобы путем логических рассуждений и вычислений найти значение какой-нибудь величины. Например, найти скорость, время, расстояние, массу какого-нибудь предмета или количество чего-то.

    Такую задачу можно решить с помощью уравнения. Для этого искомое значение обозначают через переменную, затем путем логических рассуждений составляют и решают уравнение. Решив уравнение, производят проверку на то, удовлетворяет ли решение уравнения условиям задачи.

    Содержание урока


    Запись выражений, содержащих неизвестное
    Решение задачи сопровождается составлением уравнения к этой задаче. На начальном этапе изучения задач желательно научиться составлять буквенные выражения, описывающие ту или иную жизненную ситуацию. Этот этап не является сложным и его можно изучать в процессе решения самой задачи.

    Рассмотрим несколько ситуаций, которые можно записать с помощью математического выражения.

    Задача 1. Возраст отца x лет. Мама на два года младше. Сын младше отца в 3 раза. Запишите возраст каждого с помощью выражений.

    Решение:

    [​IMG]

    Задача 2. Возраст отца x лет, мама на 2 года младше отца. Сын младше отца в 3 раза, дочь младше матери в 3 раза. Запишите возраст каждого с помощью выражений.

    Решение:

    [​IMG]

    Задача 3. Возраст отца x лет, мама на 3 года младше отца. Сын младше отца в 3 раза, дочь младше матери в 3 раза. Сколько лет каждому, если общий возраст отца, мамы, сына и дочери составляет 92 года?

    Решение:

    В данной задаче помимо записи выражений, необходимо вычислить возраст каждого члена семьи.

    Сначала запишем возраст каждого члена семьи с помощью выражений. За переменную x примем возраст отца, и далее пользуясь этой переменной составим остальные выражения:

    [​IMG]

    Теперь определим возраст каждого члена семьи. Для этого нам нужно составить и решить уравнение. Все компоненты уравнения у нас уже готовы. Осталось только собрать их воедино.

    Общий возраст в 92 года получился путем сложения возрастов папы, мамы, сына и дочери:

    [​IMG]

    Для каждого возраста мы составили математическое выражение. Эти выражения и будут компонентами нашего уравнения. Давайте соберем наше уравнение согласно данной схеме и таблице, которая была приведена выше. То есть слова папа, мама, сын, дочь заменим на соответствующее им в таблице выражение:

    [​IMG]

    Выражение, отвечающее за возраст мамы x − 3, для наглядности было взято в скобки.

    Теперь решим получившееся уравнение. Для начала можно раскрыть скобки там, где это можно:

    [​IMG]

    Чтобы освободить уравнение от дробей, умножим обе части на 3

    [​IMG]

    Решим получившееся уравнение, пользуясь известными тождественными преобразованиями:

    [​IMG]

    Мы нашли значение переменной x. Эта переменная отвечала за возраст отца. Значит возраст отца составляет 36 лет.

    Зная возраст отца, можно вычислить возрасты остальных членов семьи. Для этого нужно подставить значение переменной x в те выражения, которые отвечают за возраст конкретного члена семьи.

    В задаче было сказано, что мама на 3 года младше отца. Ее возраст мы обозначили через выражение x−3. Значение переменной x теперь известно, и чтобы вычислить возраст мамы, нужно в выражении x − 3 вместо x подставить найденное значение 36

    x − 3 = 36 − 3 = 33 года маме.

    Аналогично определяется возраст остальных членов семьи:

    [​IMG]

    [​IMG]

    Проверка:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  15. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Задача 4. Килограмм яблок стоит x рублей. Запишите выражение, вычисляющее сколько килограмм яблок можно купить на 300 рублей.

    Решение

    Если килограмм яблок стоит x рублей, то на 300 рублей можно купить [​IMG] килограмм яблок.

    Пример. Килограмм яблок стоит 50 рублей. Тогда на 300 рублей можно купить [​IMG], то есть 6 килограмм яблок.

    Задача 5. На x рублей было куплено 5 кг яблок. Запишите выражение, вычисляющее сколько рублей стоит один килограмм яблок.

    Решение

    Если за 5 кг яблок было уплачено x рублей, то один килограмм будет стоит [​IMG] рублей

    Пример. За 300 рублей было куплено 5 кг яблок. Тогда один килограмм яблок будет стоит [​IMG], то есть 60 рублей.

    Задача 6. Том, Джон и Лео на перемене пошли в столовую и купили по бутерброду и по кружке кофе. Бутерброд стоит x рублей, а кружка кофе — 15 рублей. Определите стоимость бутерброда, если известно, что за всё было уплачено 120 рублей?

    Решение

    Конечно, данная задача проста как три копейки и ее можно решить не прибегая к уравнению. Для этого из 120 рублей нужно вычесть стоимость трех кружек кофе (15 × 3), и полученный результат разделить на 3

    [​IMG]

    Но наша цель — составить уравнение к задаче и решить это уравнение. Итак, стоимость бутерброда x рублей. Куплено их всего три. Значит увеличив стоимость в три раза, мы получим выражение описывающее сколько рублей было уплачено за три бутерброда

    3x — стоимость трех бутербродов

    А стоимость трех кружек кофе можно записать как 15 × 3. 15 это стоимость одной кружки кофе, а 3 множитель (Том, Джон и Лео), увеличивающий эту стоимость в три раза.

    По условию задачи за все уплачено 120 рублей. У нас уже появляется примерная схема, что нужно делать:

    [​IMG]

    Выражения, описывающие стоимость трех бутербродов и трех кружек кофе, у нас уже готовы. Это выражения 3x и 15 × 3. Пользуясь схемой составим уравнение и решим его:

    [​IMG]

    Итак, стоимость одного бутерброда составляет 25 рублей.

    Задача решается верно только в том случае, если уравнение к ней составлено правильно. В отличие от обычных уравнений, по которым мы учимся находить корни, уравнения для решения задач имеют своё конкретное применение. Каждый компонент такого уравнения может быть описан в словесной форме. Составляя уравнение, обязательно нужно понимать для чего мы включаем в его состав тот или иной компонент и зачем он нужен.

    Также необходимо помнить, что уравнение это равенство, после решения которого левая часть должна будет равняться правой части. Составленное уравнение не должно противоречить этой идее.

    Представим, что уравнение это весы с двумя чашами и экраном, показывающим состояние весов.

    [​IMG]

    В данный момент экран показывает знак равенства. Понятно почему левая чаша равна правой чаше — на чашах ничего нет. Состояние весов и отсутствие на чашах чего-либо запишем с помощью следующего равенства:

    0 = 0

    Положим на левую чашу весов арбуз:

    [​IMG]

    Левая чаша перевесила правую чашу и экран забил тревогу, показав знак не равно ( ≠ ). Этот знак говорит о том, что левая чаша не равна правой чаше.

    Теперь попробуем решить задачу. Пусть требуется узнать сколько весит арбуз, который лежит на левой чаше. Но как это узнать? Ведь наши весы предназначены только для проверки равна ли левая чаша правой.

    На помощь приходят уравнения. Вспомним, что уравнение по определению есть равенство, содержащее в себе переменную значение которой требуется найти. Весы в данном случае играют роль этого самого уравнения, а масса арбуза это переменная, значение которой нужно найти. Наша цель правильно составить это уравнение. Понимай, выровнять весы так, чтобы можно было вычислить массу арбуза.

    Чтобы выровнять весы, на правую чашу можно положить какой-нибудь тяжелый предмет. Например, положим туда гирю массой 7 кг.

    [​IMG]

    Теперь наоборот правая чаша перевесила левую. Экран по прежнему показывает, что чаши не равны.

    Попробуем на левую чашу положить гирю массой 4 кг
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  16. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    [​IMG]

    Теперь весы выровнялись. На рисунке видно, что левая чаша на уровне правой чаши. А экран показывает знак равенства. Этот знак говорит о том, что левая чаша равна правой чаше.

    Таким образом мы получили уравнение — равенство, содержащее неизвестное. Левая чаша — это левая часть уравнения, состоящая из компонентов 4 и переменной x (массы арбуза), а правая чаша — это правая часть уравнения, состоящая из компонента 7.

    [​IMG]

    Ну и нетрудно догадаться, что корень уравнения 4 + x = 7 равен 3. Значит масса арбуза равна 3 кг.

    Аналогично дела обстоят и с другими задачами. Чтобы найти какое-нибудь неизвестное значение, к левой или к правой части уравнения добавляют различные элементы: слагаемые, множители, выражения. В школьных задачах эти элементы бывают уже даны. Остается только правильно структурировать их и построить уравнение. Мы же в данном примере занимались подбором, пробуя гири разной массы, чтобы вычислить массу арбуза.

    Естественно, те данные которые даны в задаче сначала нужно привести к виду, при котором их можно включить в уравнение. Поэтому, как говорят «хочешь не хочешь, а думать придётся».

    Рассмотрим следующую задачу. Возраст отца равен возрасту сына и дочери вместе. Сын вдвое старше дочери и на двадцать лет моложе отца. Сколько лет каждому?

    Возраст дочери можно обозначить через x. Если сын вдвое старше дочери, то его возраст будет обозначаться как 2x. В условии задачи сказано, что вместе возраст дочери и сына равен возрасту отца. Значит возраст отца будет обозначаться суммой x + 2x

    [​IMG]

    В выражении [​IMG] можно привести подобные слагаемые. Тогда возраст отца будет обозначаться как 3x

    Теперь составим уравнение. Нам нужно получить равенство в котором можно найти неизвестное x. Воспользуемся весами. На левую чашу положим возраст отца (3x), а на правую чашу возраст сына (2x)

    [​IMG]

    Понятно почему левая чаша перевесила правую и почему экран показывает знак ( ≠ ). Ведь логично, что возраст отца больше возраста сына.

    Но нам нужно уравнять весы, чтобы можно было вычислить неизвестное x. Для этого к правой чаше нужно прибавить какое-нибудь число. Какое именно число указано в задаче. В условии было сказано, что сын моложе отца на 20 лет. Значит 20 лет это то самое число, которое нужно положить на весы.

    Весы выровнятся, если мы эти 20 лет добавим на правую чашу весов. Иными словами, вырастим сына до возраста отца

    [​IMG]

    Теперь весы выровнялись. Получилось уравнение [​IMG], которое решается легко:

    [​IMG]

    В начале решения данной задачи через переменную x мы обозначили возраст дочери. Теперь мы нашли значение этой переменной. Дочери 20 лет.

    Далее было сказано, что сын двое старше дочери, значит сыну (20 × 2), то есть 40 лет.

    Ну и наконец вычислим возраст отца. В задаче было сказано, что он равен сумме возрастов сына и дочери, то есть (20 + 40) лет.

    [​IMG]

    Вернемся к середине задачи и обратим внимание на один момент. Когда мы положили на весы возраст отца и возраст сына, левая чаша перевесила правую

    [​IMG]

    Но мы решили эту проблему, добавив на правую чашу еще 20 лет. В результате весы выровнялись и мы получили равенство [​IMG]

    [​IMG]

    Но можно было не добавлять к правой чаше эти 20 лет, а вычесть их из левой. Мы получили бы равенство и в таком случае

    [​IMG]

    В этот раз получается уравнение [​IMG]. Корень уравнения по прежнему равен 20
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  17. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    [​IMG]

    То есть уравнения [​IMG] и [​IMG] являются равносильными. А мы помним, что у равносильных уравнений корни совпадают. Если внимательно посмотреть на эти два уравнения, то можно увидеть что второе уравнение получено путем переноса числа 20 из правой части в левую с противоположным знаком. А это действие, как было указано в предыдущем уроке, не меняет корней уравнения.

    Также нужно обратить внимание на то, что в начале решения задачи возрасты каждого члена семьи можно было обозначить через другие выражения.

    Скажем возраст сына обозначить через x и поскольку он двое старше дочери, то возраст дочери обозначить через [​IMG] (понимай сделать её младше сына в два раза). А возраст отца поскольку он является суммой возрастов сына и дочери обозначить через выражение [​IMG]. Ну и напоследок для построения логически правильного уравнения, к возрасту сына нужно прибавить число 20, ведь отец старше на двадцать лет. В итоге получается совсем другое уравнение [​IMG]. Решим это уравнение

    [​IMG]

    Как видно ответы к задаче не поменялись. Сыну по прежнему 40 лет. Дочери по прежнему [​IMG] лет, а отцу 40 + 20 лет.

    Другими словами, задача может решаться различными методами. Поэтому не следует отчаиваться, что не получается решить ту или иную задачу. Но нужно иметь ввиду, что существует наиболее простые пути решения задачи. К центру города можно доехать различными маршрутами, но всегда существует наиболее удобный, быстрый и безопасный маршрут.

    Примеры решения задач
    Задача 1. В двух пачках всего 30 тетрадей. Если бы из первой пачки переложили во вторую 2 тетради, то в первой пачке стало бы вдвое больше тетрадей, чем во второй. Сколько тетрадей было в каждой пачке?

    Решение

    Обозначим через x количество тетрадей, которое было в первой пачке. Если всего тетрадей было 30, а переменная x это количество тетрадей из первой пачке, то количество тетрадей во второй пачке будет обозначаться через выражение 30 − x. То есть от общего количества тетрадей вычитаем количество тетрадей из первой пачки и тем самым получаем количество тетрадей из второй пачки.

    [​IMG]

    Далее сказано, что если переложить 2 тетради из первой пачки во вторую, то в первой пачке окажется вдвое больше тетрадей. Итак, снимем с первой пачки две тетради

    [​IMG]

    и добавим эти две тетради во вторую пачку

    [​IMG]

    Выражения из которых мы будем составлять уравнение теперь принимают следующий вид:

    [​IMG]

    Попробуем составить уравнение из имеющихся выражений. Положим на весы обе пачки тетрадей

    [​IMG]

    Левая чаша тяжелее правой. Это потому, что в условии задачи сказано, что после того как из первой пачки взяли две тетради и положили их во вторую, количество тетрадей в первой пачке стало вдвое больше, чем во второй.

    Чтобы выровнять весы и получить уравнение, увеличим правую часть вдвое. Для этого умножим её на 2

    [​IMG]

    Получается уравнение [​IMG]. Решим данное уравнение:

    [​IMG]

    Первую пачку мы обозначали через переменную x. Теперь мы нашли её значение. Переменная x равна 22. Значит в первой пачке было 22 тетради.

    А вторую пачку мы обозначали через выражение 30 − x и поскольку значение переменой x теперь известно, то можно вычислить количество тетрадей во второй пачке. Оно равно 30 − 22, то есть 8 шт.

    Задача 2. Два человека чистили картофель. Один очищал в минуту две картофелины, а второй — три картофелины. Вместе они очистили 400 шт. Сколько времени работал каждый, если второй проработал на 25 минут больше первого?

    Решение

    Обозначим через x время работы первого человека. Поскольку второй человек проработал на 25 минут больше первого, то его время будет обозначаться через выражение [​IMG]

    Первый рабочий в минуту очищал 2 картофелины, и поскольку он работал x минут, то всего он очистил 2x картофелин.

    Второй человек в минуту очищал три картофелины, и поскольку он работал [​IMG] минут, то всего он очистил [​IMG] картофелин.

    Вместе они очистили 400 картофелин
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  18. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    [​IMG]

    Из имеющихся компонентов составим и решим уравнение. В левой части уравнения будут картофелины, очищенные каждым человеком, а в правой части их сумма:

    [​IMG]

    В начале решения данной задачи через переменную x мы обозначили время работы первого человека. Теперь мы нашли значение этой переменной. Первый человек работал 65 минут.

    А второй человек работал [​IMG] минут, и поскольку значение переменной x теперь известно, то можно вычислить время работы второго человека — оно равно 65 + 25, то есть 90 мин.

    Задача из Учебника по алгебре Андрея Петровича Киселева. Из сортов чая составлена смесь в 32 кг. Килограмм первого сорта стоит 8 руб., а второго сорта 6 руб. 50 коп. Сколько килограммов взято того и другого сорта, если килограмм смеси стоит (без прибыли и убытка) 7 руб. 10 коп.?

    Решение

    Обозначим через x массу чая первого сорта. Тогда масса чая второго сорта будет обозначаться через выражение 32 − x

    [​IMG]

    Килограмм чая первого сорта стоит 8 руб. Если эти восемь рублей умножить на количество килограмм чая первого сорта, то можно будет узнать во сколько рублей обошлись x кг чая первого сорта.

    А килограмм чая второго сорта стоит 6 руб. 50 коп. Если эти 6 руб. 50 коп. умножить на 32 − x, то можно узнать во сколько рублей обошлись 32 − x кг чая второго сорта.

    В условии сказано, что килограмм смеси стоит 7 руб. 10 коп. Всего же было приготовлено 32 кг смеси. Умножим 7 руб. 10 коп. на 32 мы сможем узнать сколько стоит 32 кг смеси.

    Выражения из которых мы будем составлять уравнение теперь принимают следующий вид:

    [​IMG]

    Попробуем составить уравнение из имеющихся выражений. Положим на левую чашу весов стоимость смесей чая первого и второго сорта, а на правую чашу положим стоимость 32 кг смеси, то есть общую стоимость смеси, в составе которой оба сорта чая:

    [​IMG]

    Получили уравнение [​IMG]. Решим его:

    [​IMG]

    В начале решения данной задачи через переменную x мы обозначили массу чая первого сорта. Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная x равна 12,8. Значит для приготовления смеси было взято 12,8 кг чая первого сорта.

    А через выражение 32 − x мы обозначили массу чая второго сорта и поскольку значение переменой x теперь известно, то можно вычислить массу чая второго сорта. Оно равно 32 − 12,8 то есть 19,2. Значит для приготовления смеси было взято 19,2 кг чая второго сорта.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  19. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Задача 3. Велосипедист проехал некоторое расстояние со скоростью 8 км/ч. Возвратиться он должен был другой дорогой, которая была на 3 км длиннее первой, и, хотя возвращаясь, ехал со скоростью 9 км/ч, он употребил времени на [​IMG] минут более. Как длинны были дороги?

    Решение

    Некоторые задачи могут затрагивать темы, которые человек возможно не изучал. Данная задача относится к такому кругу задач. В ней затрагиваются понятия расстояния, скорости и времени. Соответственно, чтобы решить подобную задачу, нужно иметь представление о тех вещах, о которых говорится в задаче. В нашем случае, надо знать что представляет собой расстояние, скорость и время.

    В задаче нужно найти расстояния двух дорог. Мы должны составить уравнение, которое позволит вычислить эти расстояния.

    Вспомним, как взаимосвязаны расстояние, скорость и время. Каждая из этих величин может быть описана с помощью буквенного уравнения:

    [​IMG]

    Правую часть одного из этих уравнений мы будем использовать для составления своего уравнения. Чтобы узнать какую именно, нужно вернуться к тексту задачи и обратить внимание на следующий момент:

    [​IMG]

    Следует обратить внимание на момент, где велосипедист на обратном пути употребил времени на [​IMG] минут более. Эта подсказка указывает нам, что можно воспользоваться уравнением [​IMG] , а именно его правой частью. Это позволит нам составить уравнение, которое содержит переменную S.

    Итак, обозначим длину первой дороги через S. Этот путь велосипедист проехал со скоростью 8 км/ч. Время за которое он преодолел этот путь будет обозначаться выражением [​IMG], поскольку время это отношение пройденного расстояния к скорости

    [​IMG]

    Обратная дорога для велосипедиста была длиннее на 3 км. Поэтому её расстояние будет обозначаться через выражение S + 3. Эту дорогу велосипедист проехал со скоростью 9 км/ч. А значит время за которое он преодолел этот путь будет обозначаться выражением [​IMG].

    [​IMG]

    Теперь составим уравнение из имеющихся выражений

    [​IMG]

    Правая чаша тяжелее левой. Это потому, что в задаче сказано, что на обратную дорогу велосипедист затратил времени на [​IMG] больше.

    Чтобы уравнять весы прибавим к левой части эти самые [​IMG] минут. Но сначала переведем минуты в часы, поскольку в задаче скорость измеряется в километрах в час, а не в метрах в минуту.

    Чтобы [​IMG] минут перевести в часы, нужно разделить их на 60[​IMG]

    [​IMG] минут составляют [​IMG] часа. Прибавляем эти [​IMG] часа к левой части уравнения:

    [​IMG]

    Получается уравнение [​IMG] . Решим данное уравнение. Чтобы избавиться от дробей, обе части части можно умножить на 72. Далее пользуясь известными тождественными преобразованиями, найдем значение переменной S

    [​IMG]

    Через переменную S мы обозначали расстояние первой дороги. Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная S равна 15. Значит расстояние первой дороги составляет 15 км.

    А расстояние второй дороги мы обозначили через выражение S + 3, и поскольку значение переменной S теперь известно, то можно вычислить расстояние второй дороги. Это расстояние равно сумме 15 + 3, то есть 18 км.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  20. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Задача 4. По шоссе идут две машины с одной и той же скоростью. Если первая увеличит скорость на 10 км/ч, а вторая уменьшит скорость на 10 км/ч, то первая за 2 ч пройдет столько же, сколько вторая за 3 ч. С какой скоростью идут автомашины?

    Решение

    Обозначим через v скорость каждой машины. Далее в задаче приводятся подсказки: скорость первой машины увеличить на 10 км/ч, а скорость второй — уменьшить на 10 км/ч. Воспользуемся этой подсказкой

    [​IMG]

    Далее говорится, что при таких скоростях (увеличенных и уменьшенных на 10 км/ч) первая машина пройдет за 2 часа столько же расстояния сколько вторая за 3 часа. Фразу «столько же» можно понимать как «расстояние, пройденное первой машиной, будет равно расстоянию, пройденному второй машиной».

    Расстояние как мы помним, определяется по формуле [​IMG]. Нас интересует правая часть этого буквенного уравнения — она позволит нам составить уравнение, содержащее переменную v.

    Итак, при скорости v + 10 км/ч первая машина пройдет 2(v+10) км, а вторая пройдет 3(v − 10) км. При таком условии машины пройдут одинаковые расстояния, поэтому для получения уравнения достаточно соединить эти два выражения знаком равенства. Тогда получим уравнение [​IMG]. Решим его:

    [​IMG]

    В условии задачи было сказано, что машины идут с одинаковой скоростью. Мы обозначили эту скорость через переменную v. Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная v равна 50. Значит скорость обеих машин составляла 50 км/ч.

    Задача 5. За 9 ч по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 2 км/ч.

    Решение

    Обозначим через v собственную скорость теплохода. Скорость течения реки равна 2 км/ч. По течению реки скорость теплохода будет составлять v + 2 км/ч, а против течения — (v − 2) км/ч.

    В условии задачи сказано, что за 9 ч по течению реки теплоход проходит тот же путь, что за 11 ч против течения. Фразу «тот же путь» можно понимать как «расстояние, пройденное теплоходом по течению реки за 9 часов, равно расстоянию, пройденному теплоходом против течения реки за 11 часов». То есть расстояния будут одинаковыми.

    Расстояние определяется по формуле [​IMG]. Воспользуемся правой частью этого буквенного уравнения для составления своего уравнения.

    Итак, за 9 часов по течению реки теплоход пройдет 9(v + 2) км, а за 11 часов против течения — 11(v − 2) км. Поскольку оба выражения описывают одно и то же расстояние, приравняем первое выражение ко второму. В результате получим уравнение [​IMG]. Решим его:

    [​IMG]

    Значит собственная скорость теплохода составляет 20 км/ч.

    При решении задач полезной привычкой является заранее определить на каком множестве ищется для неё решение.

    Допустим, что в задаче требовалось найти время, за которое пешеход преодолеет указанный путь. Мы обозначили время через переменную t, далее составили уравнение, содержащее эту переменную и нашли её значение.

    Из практики мы знаем, что время движения объекта может принимать как целые значения, так и дробные, например 2 ч, 1,5 ч, 0,5 ч. Тогда можно сказать, что решение данной задачи ищется на множестве рациональных чисел Q, поскольку каждое из значений 2 ч, 1,5 ч, 0,5 ч может быть представлено в виде дроби.

    Поэтому после того, как неизвестную величину обозначили через переменную, полезно указать к какому множеству эта величина принадлежит. В нашем примере время t принадлежит множеству рациональных чисел Q

    tQ

    Ещё можно ввести ограничение для переменной t, указав что она может принимать только положительные значения. Действительно, если объект затратил на путь определенное время, то это время не может быть отрицательным. Поэтому рядом с выражением t Q укажем, что её значение должно быть больше нуля:

    t R, t > 0

    Если решив уравнение, мы получим отрицательное значение для переменной t, то можно будет сделать вывод, что задача решена неправильно, поскольку это решение не будет удовлетворять условию t Q, t > 0.

    Ещё пример. Если бы мы решали задачу в которой требовалось найти количество человек для выполнения той или иной работы, то это количество мы обозначили бы через переменную x. В такой задаче решение искалось бы на множестве натуральных чисел

    xN

    Действительно, количество человек является целым числом, например 2 человека, 3 человека, 5 человек. Но никак не 1,5 (один целый человек и половина человека) или 2,3 (два целых человека и еще три десятых человека).

    Здесь можно было бы указать, что количество человек должно быть больше нуля, но числа входящие во множество натуральных чисел N сами по себе являются положительными и большими нуля. В этом множестве нет отрицательных чисел и числа 0. Поэтому выражение x > 0 можно не писать.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00