1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше...

Математика для чайников

Тема в разделе "Статьи", создана пользователем Денчик, 20 авг 2024.

Темы в которых сейчас ответили
Конченный Некит. Скажите, что... Последнее сообщение Янина мама Вадима, 21 ноя 2024 в 13:03
Влад. бросаю употребление наркоты Последнее сообщение Владос, 21 ноя 2024 в 13:02
Руслан бросаю апвп и марихуану Последнее сообщение Руся совер, 21 ноя 2024 в 13:00
Девушка наркомана хочу лечиться Последнее сообщение Мать биомусооа, 21 ноя 2024 в 11:04
Натали. Бросаю пить. Последнее сообщение Яр_ослав, 21 ноя 2024 в 08:02
Помогите спасти сына, готов к... Последнее сообщение Pin, 21 ноя 2024 в 06:57
Артем Zhid Бросаю употребление... Последнее сообщение Артем Zhid, 20 ноя 2024 в 22:15
Артемий 3.0 Последнее сообщение Янина мама Вадима, 20 ноя 2024 в 21:42
View Users: View Users
  1. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задача 6. Для ремонта школы прибыла бригада в которой было в 2,5 раза больше маляров, чем плотников. Вскоре прораб включил в бригаду еще четырех маляров, а двух плотников перевел на другой объект. В результате маляров в бригаде оказалось в 4 раза больше чем плотников. Сколько маляров и сколько плотников было в бригаде первоначально

    Решение

    Обозначим через x плотников, прибывших на ремонт первоначально.

    Количество плотников является целым числом, большим нуля. Поэтому укажем, что x принадлежит множество натуральных чисел

    x N

    Маляров было в 2,5 раза больше, чем плотников. Поэтому количество маляров будет обозначаться как 2,5x.

    [​IMG]

    Далее говорится, что прораб включил в бригаду еще четырех маляров, а двух плотников перевел на другой объект. Сделаем для своих выражений тоже самое. Уменьшим количество плотников на 2

    [​IMG]

    А количество маляров увеличим на 4

    [​IMG]

    Теперь количество плотников и маляров будут обозначаться через следующие выражения:

    [​IMG]

    Попробуем составить уравнение из имеющихся выражений:

    [​IMG]

    Правая чаша больше, поскольку после включения в бригаду ещё четырёх маляров, и перемещения двух плотников на другой объект, количество маляров в бригаде оказалось в 4 раза больше чем плотников. Чтобы уравнять весы, нужно левую чашу увеличить в 4 раза:

    [​IMG]

    Получили уравнение [​IMG]. Решим его:

    [​IMG]

    Через переменную x было обозначено первоначальное количество плотников. Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная x равна 8. Значит 8 плотников было в бригаде первоначально.

    А количество маляров было обозначено через выражение 2,5x и поскольку значение переменной x теперь известно, то можно вычислить количество маляров — оно равно 2,5 × 8, то есть 20.

    Возвращаемся к началу задачи и удостоверяемся, что соблюдается условие x N. Переменная x равна 8, а элементы множества натуральных чисел N это все числа, начинающиеся с 1, 2, 3 и так далее до бесконечности. В это же множество входит число 8, которое мы нашли.

    8 N

    Тоже самое можно сказать о количестве маляров. Число 20 принадлежит множеству натуральных чисел:

    20 N

    Для понимания сути задачи и правильного составления уравнения, вовсе необязательно использовать модель весов с чашами. Можно использовать и другие модели: отрезки, таблицы, схемы. Можно придумать свою модель, которая хорошо описывала бы суть задачи.

    Задача 9. Из бидона отлили 30% молока. В результате в нем осталось 14 л. Сколько литров молока было в бидоне первоначально?

    Решение

    Искомое значение это первоначальное число литров в бидоне. Изобразим число литров в виде линии и подпишем эту линию как X

    [​IMG]

    Сказано, что из бидона отлили 30% молока. Выделим на рисунке приблизительно 30%

    [​IMG]

    Процент по определению есть одна сотая часть чего-то. Если 30% молока отлили, то остальные 70% остались в бидоне. На эти 70% приходятся 14 литров, указанные в задаче. Выделим на рисунке оставшиеся 70%

    [​IMG]

    Теперь можно составить уравнение. Вспомним, как находить процент от числа. Для этого общее количество чего-то делят на 100 и полученный результат умножают на искомое количество процентов. Замечаем, что 14 литров, составляющих 70% можно получить таким же образом: первоначальное число литров X разделить на 100 и полученный результат умножить на 70. Всё это приравнять к числу 14

    [​IMG]

    Или получить более простое уравнение: 70% записать как 0,70, затем умножить на X и приравнять это выражение к 14

    [​IMG]

    Значит первоначально в бидоне было 20 литров молока.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  2. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задача 9. Взяли два сплава золота и серебра. В одном количество этих металлов находится в отношении 1 : 9, а в другом 2 : 3. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получить 15 кг нового сплава, в котором золото и серебро относилось бы как 1 : 4?

    Решение

    Попробуем сначала узнать сколько золота и серебра будет содержáться в 15 кг нового сплава. В задаче сказано, что содержание этих металлов должно быть в отношении 1 : 4, то есть на одну часть сплава должно приходиться золото, а на четыре части — серебро. Тогда всего частей в сплаве будет 1 + 4 = 5, а масса одной части будет 15 : 5 = 3 кг.

    Определим сколько золота будет содержáться в 15 кг сплава. Для этого 3 кг умножим на количество частей золота:

    3 кг × 1 = 3 кг

    Определим сколько серебра будет содержáться в 15 кг сплава:

    3 кг × 4 = 12 кг

    Значит сплав массой 15 кг будет содержать 3 кг золота и 12 кг серебра. Теперь вернёмся к исходным сплавам. Использовать нужно каждый из них. Обозначим через x массу первого сплава, а массу второго сплава можно обозначить через 15 − x

    [​IMG]

    Выразим в процентах все отношения, которые даны в задаче и заполним ими следующую таблицу:

    [​IMG]

    В первом сплаве золото и серебро находятся в отношении 1 : 9. Тогда всего частей будет 1 + 9 = 10. Из них золота будет [​IMG], а серебра [​IMG].

    Перенесём эти данные в таблицу. 10% занесём в первую строку в графу «процент золота в сплаве», 90% также занесём в первую строку графу «процент серебра в сплаве», а в последнюю графу «масса сплава» занесём переменную x, поскольку так мы обозначили массу первого сплава:

    [​IMG]

    Аналогично поступаем со вторым сплавом. Золото и серебро в нём находятся в отношении 2 : 3. Тогда всего частей будет 2 + 3 = 5. Из них золота будет [​IMG], а серебра [​IMG].

    Перенесём эти данные в таблицу. 40% занесем во вторую строку в графу «процент золота в сплаве», 60% также занесём во вторую строку графу «процент серебра в сплаве», а в последнюю графу «масса сплава» занесём выражение 15 − x, поскольку так мы обозначили массу второго сплава:

    [​IMG]

    Заполним последнюю строку. Полученный сплав массой 15 кг будет содержать 3 кг золота, что составляет [​IMG] сплава, а серебра будет [​IMG] сплава. В последнюю графу записываем массу полученного сплава 15

    [​IMG]

    Теперь по данной таблице можно составить уравнения. Вспоминаем задачи на концентрацию, сплавы и смеси. Если мы отдельно сложим золото обоих сплавов и приравняем эту сумму к массе золота полученного сплава, то сможем узнать чему равно значение x.

    Далее для удобства проценты будем выражать в десятичной дроби.

    В первом сплаве золота было 0,10x, а во втором сплаве золота было 0,40(15 − x). Тогда в полученном сплаве масса золота будет суммой масс золота первого и второго сплавов и эта масса составляет 20% от нового сплава. А 20% от нового сплава это 3 кг золота, вычисленные нами ранее. В результате получаем уравнение 0,10x + 0.40(15 − x) = 3. Решим это уравнение:

    [​IMG]

    Изначально через x мы обозначили массу первого сплава. Теперь мы нашли значение этой переменной. Переменная x равна 10. А массу второго сплава мы обозначили через 15 − x, и поскольку значение переменной x теперь известно, то можно вычислить массу второго сплава, она равна 15 − 10 = 5 кг.

    Значит для получения нового сплава массой 15 кг в котором золото и серебро относились бы как 1 : 4, нужно взять 10 кг первого и 5 кг второго сплава.

    Уравнение можно было составить, воспользовавшись и вторым столбцом получившейся таблицы. Тогда мы получили бы уравнение 0,90x + 0.60(15 − x) = 12. Корень этого уравнения тоже равен 10

    [​IMG]
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  3. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Все гениальное просто, как и говорил
    На след неделе думаю уже до графиков функций дойдет, авось до производной
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  4. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задача 10. Имеется руда из двух пластов с содержанием меди в 6% и 11%. Сколько надо взять бедной руды, чтобы получить при смешивании с богатой 20 тонн с содержанием меди 8%?

    Решение

    Обозначим через x массу бедной руды. Поскольку нужно получить 20 тонн руды, то богатой руды будет взято 20 − x. Поскольку содержание меди в бедной руде составляет 6%, то в x тоннах руды будет содержáться 0,06x тонн меди. В богатой руде содержание меди составляет 11%, а в 20 − x тоннах богатой руды будет содержáться 0,11(20 − x) тонн меди.

    В получившихся 20 тоннах руды содержание меди должно составлять 8%. Значит в 20 тоннах руды меди будет содержáться 20 × 0,08 = 1,6 тонн.

    Сложим выражения 0,06x и 0,11(20 − x) и приравняем эту сумму к 1,6. Получим уравнение 0,06x + 0,11(20 − x) = 1,6

    [​IMG]

    Решим данное уравнение:

    [​IMG]

    Значит для получения 20 тонн руды с содержанием меди 8%, нужно взять 12 тонн бедной руды. Богатой же будет взято 20 − 12 = 8 тонн.

    Задача 11. Увеличив среднюю скорость с 250 до 300 м/мин спортсменка стала пробегать дистанцию на 1 мин быстрее. Какова длина дистанции?

    Решение

    Длину дистанции (или расстояние дистанции) можно описать следующим буквенным уравнением:

    [​IMG]

    Воспользуемся правой частью этого уравнения для составления своего уравнения. Изначально спортсменка пробегала дистанцию со скоростью 250 метров в минуту. При такой скорости длина дистанции будет описываться выражением 250t

    Затем спортсменка увеличила свою скорость до 300 метров в минуту. При такой скорости длина дистанции будет описываться выражением 300t

    Заметим, что длина дистанции это величина постоянная. От того, что спортсменка увеличит скорость или уменьшит её, длина дистанции останется неизменной.

    Это позволяет нам приравнять выражение 250t к выражению 300t, поскольку оба выражения описывают длину одной и той же дистанции

    250t = 300t

    Но в задаче сказано, что при скорости 300 метров в минуту спортсменка стала пробегать дистанцию на 1 минуту быстрее. Другими словами, при скорости 300 метров в минуту, время движения уменьшится на единицу. Поэтому в уравнении 250t = 300t в правой части время нужно уменьшить на единицу:

    [​IMG]

    Получилось простейшее уравнение. Решим его:

    [​IMG]

    При скорости 250 метров в минуту спортсменка пробегает дистанцию за 6 минут. Зная скорость и время, можно определить длину дистанции:

    S = 250 × 6 = 1500 м

    А при скорости 300 метров в минуту спортсменка пробегает дистанцию за t − 1, то есть за 5 минут. Как было сказано ранее длина дистанции не меняется:

    S = 300 × 5 = 1500 м

    Задача 12. Всадник догоняет пешехода, находящегося впереди него на 15 км. Через сколько часов всадник догонит пешехода, если каждый час первый проезжает по 10 км, а второй проходит только по 4 км?

    Решение

    Данная задача является задачей на движение. Её можно решить, определив скорость сближения и разделив изначальное расстояние между всадником и пешеходом на эту скорость.

    Скорость сближения определяется вычитанием меньшей скорости из большей:

    10 км/ч − 4 км/ч = 6 км/ч (скорость сближения)

    С каждым часом расстояние в 15 километров будут сокращаться на 6 км. Чтобы узнать, когда оно сократится полностью (когда всадник догонит пешехода), нужно 15 разделить на 6

    15 : 6 = 2,5 ч

    2,5 ч это два целых часа и половина часа. А половина часа это 30 минут. Значит всадник догонит пешехода через 2 часа 30 минут.

    [​IMG]

    Решим эту задачу с помощью уравнения.

    Будем считать, что пешеход и всадник вышли в путь из одного и того же места. Пешеход вышел раньше всадника и успел преодолеть 15 км

    [​IMG]

    После этого вслед за ним в путь вышел всадник со скоростью 10 км/ч. А скорость пешехода составляет только 4 км/ч. Это значит, что всадник через некоторое время догонит пешехода. Это время нам нужно найти.

    Когда всадник догонит пешехода это будет означать, что они вместе прошли одинаковое расстояние. Расстояние, пройденное всадником и пешеходом описывается следующим уравнением:

    [​IMG]

    Воспользуемся правой частью этого уравнения для составления своего уравнения.

    Расстояние, пройденное всадником, будет описываться выражением 10t. Поскольку пешеход вышел в путь раньше всадника и успел преодолеть 15 км, то расстояние пройденное им будет описываться выражением 4t + 15.

    На момент, когда всадник догонит пешехода, оба они пройдут одинаковое расстояние. Это позволяет нам приравнять расстояния, пройденные всадником и пешеходом:

    [​IMG]

    Получилось простейшее уравнение. Решим его:

    [​IMG]
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  5. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задачи для самостоятельного решения
    Задача 1. Из одного города в другой пассажирский поезд приезжает на 45 мин быстрее товарного. Вычисли расстояние между городами, если скорость пассажирского поезда 48 км/ч, а товарного 36 км/ч.
    Показать решение
    Задача 2. Из двух городов, расстояние между которыми 150 км, одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость одного автомобиля 65 км/ч, а второго 60 км/ч. Через сколько часов они встретились?
    Показать решение
    Задача 3. В трех цехах завода всего 685 рабочих. Во втором цехе рабочих в три раза больше, чем в первом, а в третьем — на 15 рабочих меньше, чем во втором цехе. Сколько рабочих в каждом цехе?
    Показать решение
    Задача 4. Две ремонтные мастерские в течение недели должны отремонтировать по плану 18 моторов. Первая мастерская выполнила план на 120%, а вторая — на 125%, поэтому в течение недели отремонтировали 22 мотора. Какой план по ремонту моторов на неделю имела каждая мастерская?
    Показать решение
    Задача 5. Цена товара повысилась на 30% и составляет теперь 91 руб. Сколько стоил товар до повышения цены?
    Показать решение
    Задача 6. Число увеличили на 25%. На сколько процентов надо уменьшить новое число, чтобы получилось исходное?
    Показать решение
    Задача 7. При увеличении числа на 20% получилось 144. Найти первоначальное значение числа.
    Показать решение
    Задача 8. При уменьшении числа на 10% получилось 45. Найти первоначальное значение числа.
    Показать решение
    Задача 9. Цена альбома была снижена сначала на 15%, потом еще на 15 руб. Новая цена альбома после двух снижений 19 руб. Определить его первоначальную цену.
    Показать решение
    Задача 10. Трава при сушке теряет 80% своей массы. Сколько тонн травы нужно накосить, чтобы получить 4 т сена?
    Показать решение
    Задача 11. Сколько килограммов 20%-го раствора соли нужно добавить к 1 кг 10%-го раствора, чтобы получить 12%-й раствор соли?
    Показать решение
    Задача 12. Даны два раствора соли в воде, концентрации которых равны 20% и 30%. Сколько килограммов каждого раствора нужно смешать в одном сосуде, чтобы получить 25 кг 25,2%-го раствора?
    Показать решение
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  6. Артемий

    Артемий Команда форума

    Регистрация:
    19 ноя 2022
    Сообщения:
    4.246
    Симпатии:
    2.931
    Антипатии:
    92
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  7. Артемий

    Артемий Команда форума

    Регистрация:
    19 ноя 2022
    Сообщения:
    4.246
    Симпатии:
    2.931
    Антипатии:
    92
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  8. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Линейные уравнения с двумя переменными
    У школьника имеется 200 рублей, чтобы пообедать в школе. Пирожное стоит 25 рублей, а чашка кофе 10 рублей. Сколько пирожных и чашек кофе можно накупить на 200 рублей?

    Обозначим количество пирожных через x, а количество чашек кофе через y. Тогда стоимость пирожных будет обозначаться через выражение 25x, а стоимость чашек кофе через 10y.

    25x — стоимость x пирожных
    10y — стоимость y чашек кофе

    Итоговая сумма должна равняться 200 рублей. Тогда получится уравнение с двумя переменными x и y

    25x + 10y = 200

    Сколько корней имеет данное уравнение?

    Всё зависит от аппетита школьника. Если он купит 6 пирожных и 5 чашек кофе, то корнями уравнения будут числа 6 и 5.

    [​IMG]

    Говорят, что пара значений 6 и 5 являются корнями уравнения 25x + 10y = 200. Записывается как (6; 5), при этом первое число является значением переменной x, а второе — значением переменной y.

    6 и 5 не единственные корни, которые обращают уравнение 25x + 10y = 200 в тождество. При желании на те же 200 рублей школьник может купить 4 пирожных и 10 чашек кофе:

    [​IMG]

    В этом случае корнями уравнения 25x + 10y = 200 является пара значений (4; 10).

    Более того, школьник может вообще не покупать кофе, а купить пирожные на все 200 рублей. Тогда корнями уравнения 25x + 10y = 200 будут значения 8 и 0

    [​IMG]

    Или наоборот, не покупать пирожные, а купить кофе на все 200 рублей. Тогда корнями уравнения 25x + 10y = 200 будут значения 0 и 20

    [​IMG]

    Попробуем перечислить все возможные корни уравнения 25x + 10y = 200. Условимся, что значения x и y принадлежат множеству целых чисел. И пусть эти значения будут бóльшими или равными нулю:

    x Z, y Z;
    x ≥
    0, y ≥ 0

    Так будет удобно и самому школьнику. Пирожные удобнее покупать целыми, чем к примеру несколько целых пирожных и половину пирожного. Кофе также удобнее брать целыми чашками, чем к примеру несколько целых чашек и половину чашки.

    Заметим, что при нечетном x невозможно достичь равенства ни при каком y. Тогда значениями x будут следующие числа 0, 2, 4, 6, 8. А зная x можно без труда определить y

    [​IMG]

    Таким образом, мы получили следующие пары значений (0; 20), (2; 15), (4; 10), (6; 5), (8; 0). Эти пары являются решениями или корнями уравнения 25x + 10y = 200. Они обращают данное уравнение в тождество.

    Уравнение вида ax + by = c называют линейным уравнением с двумя переменными. Решением или корнями этого уравнения называют пару значений (x; y), которая обращает его в тождество.

    Отметим также, что если линейное уравнение с двумя переменными записано в виде ax + by = c, то говорят, что оно записано в каноническом (нормальном) виде.

    Некоторые линейные уравнения с двумя переменными могут быть приведены к каноническому виду.

    Например, уравнение 2(16x + 3y − 4) = 2(12 + 8xy) можно привести к виду ax + by = c. Раскроем скобки в обеих частях этого уравнения, получим 32x + 6y − 8 = 24 + 16x − 2y. Слагаемые, содержащие неизвестные сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой. Тогда получим 32x − 16x + 6y + 2y = 24 + 8. Приведём подобные слагаемые в обеих частях, получим уравнение 16x + 8y = 32. Это уравнение приведено к виду ax + by = c и является каноническим.

    Рассмотренное ранее уравнение 25x + 10y = 200 также является линейным уравнением с двумя переменными в каноническом виде. В этом уравнении параметры a, b и c равны значениям 25, 10 и 200 соответственно.

    На самом деле уравнение ax + by = c имеет бесчисленное множество решений. Решая уравнение 25x + 10y = 200, мы искали его корни только на множестве целых чисел. В результате получили несколько пар значений, которые обращали данное уравнение в тождество. Но на множестве рациональных чисел уравнение 25x + 10y = 200 будет иметь бесчисленное множество решений.

    Для получения новых пар значений, нужно взять произвольное значение для x, затем выразить y. К примеру, возьмем для переменной x значение 7. Тогда получим уравнение с одной переменной 25 × 7 + 10y = 200 в котором можно выразить y

    [​IMG]

    Пусть x = 15. Тогда уравнение 25x + 10y = 200 примет вид 25 × 15 + 10y = 200. Отсюда находим, что y = −17,5

    [​IMG]

    Пусть x = −3. Тогда уравнение 25x + 10y = 200 примет вид 25 × (−3) + 10y = 200. Отсюда находим, что y = 27,5

    [​IMG]

    Система двух линейных уравнений с двумя переменными
    Для уравнения ax + by = c можно сколько угодно раз брать произвольные значение для x и находить значения для y. Отдельно взятое такое уравнение будет иметь бесчисленное множество решений.

    Но бывает и так, что переменные x и y связаны не одним, а двумя уравнениями. В этом случае они образуют так называемую систему линейных уравнений с двумя переменными. Такая система уравнений может иметь одну пару значений (или по-другому: «одно решение»).

    Может случиться и так, что система вовсе не имеет решений. Бесчисленное множество решений система линейных уравнений может иметь в редких и в исключительных случаях.

    Два линейных уравнения образуют систему тогда, когда значения x и y входят в каждое из этих уравнений.

    Вернемся к самому первому уравнению 25x + 10y = 200. Одной из пар значений для этого уравнения была пара (6; 5). Это случай, когда на 200 рублей можно можно было купить 6 пирожных и 5 чашек кофе.

    Составим задачу так, чтобы пара (6; 5) стала единственным решением для уравнения 25x + 10y = 200. Для этого составим ещё одно уравнение, которое связывало бы те же x пирожных и y чашечек кофе.

    Поставим текст задачи следующим образом:

    «Школьник купил на 200 рублей несколько пирожных и несколько чашек кофе. Пирожное стоит 25 рублей, а чашка кофе 10 рублей. Сколько пирожных и чашек кофе купил школьник, если известно что количество пирожных на одну единицу больше количества чашек кофе?»

    Первое уравнение у нас уже есть. Это уравнение 25x + 10y = 200. Теперь составим уравнение к условию «количество пирожных на одну единицу больше количества чашек кофе».

    Количество пирожных это x, а количество чашек кофе это y. Можно записать эту фразу с помощью уравнения x − y = 1. Это уравнение будет означать, что разница между пирожными и кофе составляет 1.

    Либо второе уравнение можно записать как x = y + 1. Это уравнение означает, что количество пирожных на единицу больше, чем количество чашек кофе. Поэтому для получения равенства, к количеству чашек кофе прибавлена единица. Это легко можно понять, если воспользоваться моделью весов, которые мы рассматривали при изучении простейших задач:

    [​IMG]

    Получили два уравнения: 25x + 10y = 200 и x = y + 1. Поскольку значения x и y, а именно 6 и 5 входят в каждое из этих уравнений, то вместе они образуют систему. Запишем эту систему. Если уравнения образуют систему, то они обрамляются знаком системы. Знак системы это фигурная скобка:

    [​IMG]

    Давайте решим данную систему. Это позволит увидеть, как мы придём к значениям 6 и 5. Существует много методов решения таких систем. Рассмотрим наиболее популярные из них.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  9. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Метод подстановки
    Название этого метода говорит само за себя. Суть его заключается в том, чтобы одно уравнение подставить в другое, предварительно выразив одну из переменных.

    В нашей системе ничего выражать не нужно. Во втором уравнении x = y + 1 переменная x уже выражена. Эта переменная равна выражению y + 1. Тогда можно подставить это выражение в первое уравнение вместо переменной x

    [​IMG]

    После подстановки выражения y + 1 в первое уравнение вместо x, получим уравнение 25(y + 1) + 10y = 200. Это линейное уравнение с одной переменной. Такое уравнение решить довольно просто:

    [​IMG]

    Мы нашли значение переменной y. Теперь подставим это значение в одно из уравнений и найдём значение x. Для этого удобно использовать второе уравнение x = y + 1. В него и подставим значение y

    [​IMG]

    Значит пара (6; 5) является решением системы уравнений, как мы и задумывали. Выполняем проверку и убеждаемся, что пара (6; 5) удовлетворяет системе:

    [​IMG]

    Пример 2. Решить методом подстановки следующую систему уравнений:

    [​IMG]

    Подставим первое уравнение x = 2 + y во второе уравнение 3x − 2y = 9. В первом уравнении переменная x равна выражению 2 + y. Это выражение и подставим во второе уравнение вместо x

    [​IMG]

    Теперь найдём значение x. Для этого подставим значение y в первое уравнение x = 2 + y

    [​IMG]

    Значит решением системы [​IMG] является пара значение (5; 3)

    Пример 3. Решить методом подстановки следующую систему уравнений:

    [​IMG]

    Здесь в отличие от предыдущих примеров, одна из переменных не выражена явно.

    Чтобы подставить одно уравнение в другое, сначала нужно выразить одну из переменных.

    Выражать желательно ту переменную, которая имеет коэффициент единицу. Коэффициент единицу имеет переменная x, которая содержится в первом уравнении x + 2y = 11. Эту переменную и выразим.

    После выражения переменной x, наша система примет следующий вид:

    [​IMG]

    Теперь подставим первое уравнение во второе и найдем значение y

    [​IMG]

    Подставим y в первое уравнение и найдём x

    [​IMG]

    Значит решением системы [​IMG] является пара значений (3; 4)

    Конечно, выражать можно и переменную y. Корни от этого не изменятся. Но если выразить y, получится не очень-то и простое уравнение, на решение которого уйдет больше времени. Выглядеть это будет следующим образом:

    [​IMG]

    Видим, что в данном примере выражать x намного удобнее, чем выражать y.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  10. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Пример 4. Решить методом подстановки следующую систему уравнений:

    [​IMG]

    Выразим в первом уравнении x. Тогда система примет вид:

    [​IMG]

    Подставим первое уравнение во второе и найдём y

    [​IMG]

    Подставим y в первое уравнение и найдём x. Можно воспользоваться изначальным уравнением 7x + 9y = 8, либо воспользоваться уравнением [​IMG], в котором выражена переменная x. Этим уравнением и воспользуемся, поскольку это удобно:

    [​IMG]

    Значит решением системы [​IMG] является пара значений (5; −3)

    Метод сложения
    Метод сложения заключается в том, чтобы почленно сложить уравнения, входящие в систему. Это сложение приводит к тому, что образуется новое уравнение с одной переменной. А решить такое уравнение довольно просто.

    Решим следующую систему уравнений:

    [​IMG]

    Сложим левую часть первого уравнения с левой частью второго уравнения. А правую часть первого уравнения с правой частью второго уравнения. Получим следующее равенство:

    [​IMG]

    Приведем подобные слагаемые:

    [​IMG]

    В результате получили простейшее уравнение 3x = 27 корень которого равен 9. Зная значение x можно найти значение y. Подставим значение x во второе уравнение x − y = 3. Получим 9 − y = 3. Отсюда y = 6.

    Значит решением системы [​IMG] является пара значений (9; 6)
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  11. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Пример 4. Решить следующую систему уравнений методом сложения:

    [​IMG]

    Умножим второе уравнение на −1. Тогда система примет следующий вид:

    [​IMG]

    Сложим оба уравнения. Сложение компонентов x и −x даст в результате 0, сложение 5y и 3y даст 8y, а сложение 7 и 1 даст 8. В результате получится уравнение 8y = 8, корень которого равен 1. Зная, что значение y равно 1, можно найти значение x.

    Подставим y в первое уравнение, получим x + 5 = 7, отсюда x = 2

    Пример 5. Решить следующую систему уравнений методом сложения:

    [​IMG]

    Желательно, чтобы слагаемые содержащие одинаковые переменные, располагались друг под другом. Поэтому во втором уравнении слагаемые 5y и −2x поменяем местами. В результате система примет вид:

    [​IMG]

    Умножим второе уравнение на 3. Тогда система примет вид:

    [​IMG]

    Теперь сложим оба уравнения. В результате сложения получим уравнение 8y = 16, корень которого равен 2.

    Подставим y в первое уравнение, получим 6x − 14 = 40. Перенесем слагаемое −14 в правую часть, изменив знак, получим 6x = 54. Отсюда x = 9.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  12. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задачи на составление систем линейных уравнений
    Задача на составление систем уравнений решается путем ввода нескольких переменных. Далее составляются уравнения на основании условий задачи. Из составленных уравнений образуют систему и решают её. Решив систему, необходимо выполнить проверку на то, удовлетворяет ли её решение условиям задачи.

    Задача 1. Из города в колхоз выехала машина «Волга». Обратно она возвращалась по другой дороге, которая была на 5 км короче первой. Всего в оба конца машина проехала 35 км. Сколько километров составляет длина каждой дороги?

    Решение

    Пусть x — длина первой дороги, y — длина второй. Если в оба конца машина проехала 35 км, то первое уравнение можно записать как x + y = 35. Это уравнение описывает сумму длин обеих дорог.

    Сказано, что обратно машина возвращалась по дороге которая была короче первой на 5 км. Тогда второе уравнение можно записать как x y = 5. Это уравнение показывает, что разница между длинами дорог составляет 5 км.

    Либо второе уравнение можно записать как x = y + 5. Этим уравнением и воспользуемся.

    Поскольку переменные x и y в обоих уравнениях обозначают одно и то же число, то мы можем образовать из них систему:

    [​IMG]

    Решим эту систему каким-нибудь из изученных ранее методов. В данном случае удобно воспользоваться методом подстановки, поскольку во втором уравнении переменная x уже выражена.

    Подставим второе уравнение в первое и найдём y

    [​IMG]

    Подставим найденное значение y в во второе уравнение x = y + 5 и найдём x

    [​IMG]

    Длина первой дороги была обозначена через переменную x. Теперь мы нашли её значение. Переменная x равна 20. Значит длина первой дороги составляет 20 км.

    А длина второй дороги была обозначена через y. Значение этой переменной равно 15. Значит длина второй дороги составляет 15 км.

    Выполним проверку. Для начала убедимся, что система решена правильно:

    [​IMG]

    Теперь проверим удовлетворяет ли решение (20; 15) условиям задачи.

    Было сказано, что всего в оба конца машина проехала 35 км. Складываем длины обеих дорог и убеждаемся, что решение (20; 15) удовлетворяет данному условию: 20 км + 15 км = 35 км

    Следующее условие: обратно машина возвращалась по другой дороге, которая была на 5 км короче первой. Видим, что решение (20; 15) удовлетворяет и этому условию, поскольку 15 км короче, чем 20 км на 5 км: 20 км − 15 км = 5 км

    При составлении системы важно, чтобы переменные обозначали одни и те же числа во всех уравнениях, входящих в эту систему.

    Так наша система [​IMG] содержит два уравнения. Эти уравнения в свою очередь содержат переменные x и y, которые обозначают одни и те же числа в обоих уравнениях, а именно длины дорог, равных 20 км и 15 км.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  13. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задача 2. На платформу были погружены дубовые и сосновые шпалы, всего 300 шпал. Известно, что все дубовые шпалы весили на 1 т меньше, чем все сосновые. Определить, сколько было дубовых и сосновых шпал отдельно, если каждая дубовая шпала весила 46 кг, а каждая сосновая 28 кг.

    Решение

    Пусть x дубовых и y сосновых шпал было погружено на платформу. Если всего шпал было 300, то первое уравнение можно записать как x + y = 300.

    Все дубовые шпалы весили 46x кг, а сосновые весили 28y кг. Поскольку дубовые шпалы весили на 1 т меньше, чем сосновые, то второе уравнение можно записать, как 28y − 46x = 1000. Это уравнение показывает, что разница масс между дубовыми и сосновыми шпалами, составляет 1000 кг.

    Тонны были переведены в килограммы, поскольку масса дубовых и сосновых шпал измерена в килограммах.
    В результате получаем два уравнения, которые образуют систему

    [​IMG]

    Решим данную систему. Выразим в первом уравнении x. Тогда система примет вид:

    [​IMG]

    Подставим первое уравнение во второе и найдём y

    [​IMG]

    Подставим y в уравнение x = 300 − y и узнаем чему равно x

    [​IMG]

    Значит на платформу было погружено 100 дубовых и 200 сосновых шпал.

    Проверим удовлетворяет ли решение (100; 200) условиям задачи. Для начала убедимся, что система решена правильно:

    [​IMG]

    Было сказано, что всего было 300 шпал. Складываем количество дубовых и сосновых шпал и убеждаемся, что решение (100; 200) удовлетворяет данному условию: 100 + 200 = 300.

    Следующее условие: все дубовые шпалы весили на 1 т меньше, чем все сосновые. Видим, что решение (100; 200) удовлетворяет и этому условию, поскольку 46 × 100 кг дубовых шпал легче, чем 28 × 200 кг сосновых шпал: 5600 кг − 4600 кг = 1000 кг.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  14. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задания для самостоятельного решения
    Задание 1. Приведите следующее уравнение к каноническому (нормальному) виду:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 2. Приведите следующее уравнение к каноническому (нормальному) виду:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 3. Приведите следующее уравнение к каноническому (нормальному) виду:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 4. Приведите следующее уравнение к каноническому (нормальному) виду:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 5. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 6. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 7. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 8. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 9. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 10. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 11. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 12. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 13. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 14. Решите следующую систему уравнений методом подстановки:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 15. Решите следующую систему уравнений методом сложения:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 16. Решите следующую систему уравнений методом сложения:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 17. Решите следующую систему уравнений методом сложения:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 18. Решите следующую систему уравнений методом сложения:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 19. Решите следующую систему уравнений методом сложения:
    [​IMG]
    Показать решение
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  15. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Общие сведения о неравенствах


    Данный материал может показаться сложным для понимания. Рекомендуется изучать его маленькими частями.

    Предварительные навыки


    Содержание урока


    Определения и свойства
    Неравенством мы будем называть два числовых или буквенных выражения, соединенных знаками >, <, ≥, ≤ или ≠.

    Пример: 5 > 3

    Данное неравенство говорит о том, что число 5 больше, чем число 3. Острый угол знака неравенства должен быть направлен в сторону меньшего числа. Это неравенство является верным, поскольку 5 больше, чем 3.

    Если на левую чашу весов положить арбуз массой 5 кг, а на правую — арбуз массой 3 кг, то левая чаша перевесит правую, и экран весов покажет, что левая чаша тяжелее правой:

    [​IMG]

    Если 5 > 3, то 3 < 5. То есть левую и правую часть неравенства можно поменять местами, изменив знак неравенства на противоположный. В ситуации с весами: большой арбуз можно положить на правую чашу, а маленький арбуз на левую. Тогда правая чаша перевесит левую, и экран покажет знак <

    [​IMG]

    Если в неравенстве 5 > 3, не трогая левую и правую часть, поменять знак на <, то получится неравенство 5 < 3. Это неравенство не является верным, поскольку число 3 не может быть больше числа 5.

    Числа, которые располагаются в левой и правой части неравенства, будем называть членами этого неравенства. Например, в неравенстве 5 > 3 членами являются числа 5 и 3.

    Рассмотрим некоторые важные свойства для неравенства 5 > 3.
    В будущем эти свойства будут работать и для других неравенств.

    Свойство 1.

    Если к левой и правой части неравенства 5 > 3 прибавить или вычесть одно и то же число, то знак неравенства не изменится.

    Например, прибавим к обеим частям неравенства число 4. Тогда получим:

    [​IMG]

    Видим, что левая часть по-прежнему больше правой.

    Теперь попробуем вычесть из обеих частей неравенства 5 > 3 какое-нибудь число, скажем число 2

    [​IMG]

    Видим, что левая часть по-прежнему больше правой.

    Из данного свойства следует, что любой член неравенства можно перенести из одной части в другую часть, изменив знак этого члена. Знак неравенства при этом не изменится.

    Например, перенесём в неравенстве 5 > 3, член 5 из левой части в правую часть, изменив знак этого члена. После переноса члена 5 в правую часть, в левой части ничего не останется, поэтому запишем там 0

    0 > 3 − 5

    0 > −2

    Видим, что левая часть по-прежнему больше правой.

    Свойство 2.

    Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число, то знак неравенства не изменится.

    Например, умножим обе части неравенства 5 > 3 на какое-нибудь положительное число, скажем на число 2. Тогда получим:

    [​IMG]

    Видим, что левая часть по-прежнему больше правой.

    Теперь попробуем разделить обе части неравенства 5 > 3 на какое-нибудь число. Разделим их на 2

    [​IMG]

    Видим, что левая часть по-прежнему больше правой.

    Свойство 3.

    Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, то знак неравенства изменится на противоположный.

    Например, умножим обе части неравенства 5 > 3 на какое-нибудь отрицательное число, скажем на число −2. Тогда получим:

    [​IMG]

    Видим, что левая часть стала меньше правой. То есть знак неравенства изменился на противоположный.

    Теперь попробуем разделить обе части неравенства 5 > 3 на какое-нибудь отрицательное число. Давайте разделим их на −1

    [​IMG]

    Видим, что левая часть стала меньше правой. То есть знак неравенства изменился на противоположный.

    Само по себе неравенство можно понимать, как некоторое условие. Если условие выполняется, то неравенство является верным. И наоборот, если условие не выполняется, то неравенство не верно.

    Например, чтобы ответить на вопрос является ли верным неравенство 7 > 3, нужно проверить выполняется ли условие «больше ли 7, чем 3». Мы знаем, что число 7 больше, чем число 3. То есть условие выполнено, а значит и неравенство 7 > 3 верно.

    Неравенство 8 < 6 не является верным, поскольку не выполняется условие «8 меньше, чем 6».

    Другим способом определения верности неравенства является составление разности из левой и правой части данного неравенства. Если разность положительна, то левая часть больше правой части. И наоборот, если разность отрицательна, то левая часть меньше правой части. Более точно это правило выглядит следующим образом:

    Число a больше числа b, если разность a − b положительна. Число a меньше числа b, если разность a − b отрицательна.

    Например, мы выяснили, что неравенство 7 > 3 является верным, поскольку число 7 больше, чем число 3. Докажем это с помощью правила, приведённого выше.

    Составим разность из членов 7 и 3. Тогда получим 7 − 3 = 4. Согласно правилу, число 7 будет больше числа 3, если разность 7 − 3 окажется положительной. У нас она равна 4, то есть разность положительна. А значит число 7 больше числа 3.

    Проверим с помощью разности верно ли неравенство 3 < 4. Составим разность, получим 3 − 4 = −1. Согласно правилу, число 3 будет меньше числа 4, если разность 3 − 4 окажется отрицательной. У нас она равна −1, то есть разность отрицательна. А значит число 3 меньше числа 4.

    Проверим верно ли неравенство 5 > 8. Составим разность, получим 5 − 8 = −3. Согласно правилу, число 5 будет больше числа 8, если разность 5 − 8 окажется положительной. У нас разность равна −3, то есть она не является положительной. А значит число 5 не больше числа 8. Иными словами, неравенство 5 > 8 не является верным.

    Строгие и нестрогие неравенства
    Неравенства, содержащие знаки >, < называют строгими. А неравенства, содержащие знаки ≥, ≤ называют нестрогими.

    Примеры строгих неравенства мы рассматривали ранее. Таковыми являются неравенства 5 > 3, 7 < 9.

    Нестрогим, например, является неравенство 2 ≤ 5. Данное неравенство читают следующим образом: «2 меньше или равно 5».

    Запись 2 ≤ 5 является неполной. Полная запись этого неравенства выглядит следующим образом:

    2 < 5 или 2 = 5

    Тогда становится очевидным, что неравенство 2 ≤ 5 состоит из двух условий: «два меньше пять» и «два равно пять».

    Нестрогое неравенство верно в том случае, если выполняется хотя бы одно из его условий. В нашем примере верным является условие «2 меньше 5». Значит и само неравенство 2 ≤ 5 верно.

    Пример 2. Неравенство 2 ≤ 2 является верным, поскольку выполняется одно из его условий, а именно 2 = 2.

    Пример 3. Неравенство 5 ≤ 2 не является верным, поскольку не выполняется ни одно из его условий: ни 5 < 2 ни 5 = 2.

    Двойное неравенство
    Число 3 больше, чем число 2 и меньше, чем число 4. В виде неравенства это высказывание можно записать так: 2 < 3 < 4. Такое неравенство называют двойным.

    Двойное неравенство может содержать знаки нестрогих неравенств. К примеру, если число 5 больше или равно, чем число 2, и меньше или равно, чем число 7, то можно записать, что 2 ≤ 5 ≤ 7

    Чтобы правильно записать двойное неравенство, сначала записывают член находящийся в середине, затем член находящийся слева, затем член находящийся справа.

    Например, запишем, что число 6 больше, чем число 4, и меньше, чем число 9.

    Сначала записываем 6

    [​IMG]

    Слева записываем, что это число больше, чем число 4

    [​IMG]

    Справа записываем, что число 6 меньше, чем число 9

    [​IMG]

    Неравенство с переменной
    Неравенство, как и равенство может содержать переменную.

    Например, неравенство x > 2 содержит переменную x. Обычно такое неравенство нужно решить, то есть выяснить при каких значениях x данное неравенство становится верным.

    Решить неравенство означает найти такие значения переменной x, при которых данное неравенство становится верным.

    Значение переменной, при котором неравенство становится верным, называется решением неравенства.

    Неравенство x > 2 становится верным при x = 3, x = 4, x = 5, x = 6 и так далее до бесконечности. Видим, что это неравенство имеет не одно решение, а множество решений.

    Другими словами, решением неравенства x > 2 является множество всех чисел, бóльших 2. При этих числах неравенство будет верным. Примеры:

    3 > 2

    4 > 2

    5 > 2

    Число 2, располагающееся в правой части неравенства x > 2, будем называть границей данного неравенства. В зависимости от знака неравенства, граница может принадлежать множеству решений неравенства либо не принадлежать ему.

    В нашем примере граница неравенства не принадлежит множеству решений, поскольку при подстановке числа 2 в неравенство x > 2 получается не верное неравенство 2 > 2. Число 2 не может быть больше самого себя, поскольку оно равно самому себе (2 = 2).

    Неравенство x > 2 является строгим. Его можно прочитать так: «x строго больше 2″. То есть все значения, принимаемые переменной x должны быть строго больше 2. В противном случае, неравенство верным не будет.

    Если бы нам было дано нестрогое неравенство x ≥ 2, то решениями данного неравенства были бы все числа, которые больше 2, в том числе и само число 2. В этом неравенстве граница 2 принадлежит множеству решений неравенства, поскольку при подстановке числа 2 в неравенство x ≥ 2 получается верное неравенство 2 ≥ 2. Ранее было сказано, что нестрогое неравенство является верным, если выполняется хотя бы одно из его условий. В неравенстве 2 ≥ 2 выполняется условие 2 = 2, поэтому и само неравенство 2 ≥ 2 верно.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  16. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Как решать неравенства
    Процесс решения неравенств во многом схож с процессом решения уравнений. При решении неравенств мы будем применять свойства, которые изучили вначале данного урока, такие как: перенос слагаемых из одной части неравенства в другую часть, меняя знак; умножение (или деление) обеих частей неравенства на одно и то же число.

    Эти свойства позволяют получить неравенство, которое равносильно исходному. Равносильными называют неравенства, решения которых совпадают.

    Решая уравнения мы выполняли тождественные преобразования до тех пор, пока в левой части уравнения не оставалась переменная, а в правой части значение этой переменной (например: x = 2, x = 5). Иными словами, заменяли исходное уравнение на равносильное ему уравнение до тех пор, пока не получалось уравнение вида x = a, где a значение переменной x. В зависимости от уравнения, корней могло быть один, два, бесконечное множество, либо не быть совсем.

    А при решении неравенств мы будем заменять исходное неравенство на равносильное ему неравенство до тех пор, пока в левой части не останется переменная этого неравенства, а в правой части его граница.

    Пример 1. Решить неравенство 2x > 6

    Итак, нужно найти такие значения x, при подстановке которых в 2x > 6 получится верное неравенство.

    Вначале данного урока было сказано, что если обе части неравенства разделить на какое-нибудь положительное число, то знак неравенства не изменится. Если применить это свойство к неравенству, содержащему переменную, то получится неравенство равносильное исходному.

    В нашем случае, если мы разделим обе части неравенства 2x > 6 на какое-нибудь положительное число, то получится неравенство, которое равносильно исходному неравенству 2x > 6.

    Итак, разделим обе части неравенства на 2.

    [​IMG]

    В левой части осталась переменная x, а правая часть стала равна 3. Получилось равносильное неравенство x > 3. На этом решение завершается, поскольку в левой части осталась переменная, а в правой части граница неравенства.

    Теперь можно сделать вывод, что решениями неравенства x > 3 являются все числа, которые больше 3. Это числа 4, 5, 6, 7 и так далее до бесконечности. При этих значениях неравенство x > 3 будет верным.

    4 > 3

    5 > 3

    6 > 3

    7 > 3

    Отметим, что неравенство x > 3 является строгим. «Переменная x строго больше трёх».

    А поскольку неравенство x > 3 равносильно исходному неравенству 2x > 6, то их решения будут совпадать. Иначе говоря, значения, которые подходят неравенству x > 3, будут подходить и неравенству 2x > 6. Покажем это.

    Возьмём, например, число 5 и подставим его сначала в полученное нами равносильное неравенство x > 3, а потом в исходное 2x > 6.

    [​IMG]

    Видим, что в обоих случаях получается верное неравенство.

    После того, как неравенство решено, ответ нужно записать в виде так называемого числового промежутка следующим образом:

    [​IMG]

    В этом выражении говорится, что значения, принимаемые переменной x, принадлежат числовому промежутку от трёх до плюс бесконечности.

    Иначе говоря, все числа, начиная от трёх до плюс бесконечности являются решениями неравенства x > 3. Знак ∞ в математике означает бесконечность.

    Учитывая, что понятие числового промежутка очень важно, остановимся на нём подробнее.

    Числовые промежутки
    Числовым промежутком называют множество чисел на координатной прямой, которое может быть описано с помощью неравенства.

    Допустим, мы хотим изобразить на координатной прямой множество чисел от 2 до 8. Для этого сначала на координатной прямой отмечаем точки с координатами 2 и 8, а затем выделяем штрихами ту область, которая располагается между координатами 2 и 8. Эти штрихи будут играть роль чисел, располагающихся между числами 2 и 8

    [​IMG]

    Числа 2 и 8 назовём границами числового промежутка. Рисуя числовой промежуток, точки для его границ изображают не в виде точек как таковых, а в виде кружков, которые можно разглядеть.

    Границы могут принадлежать числовому промежутку либо не принадлежать ему.

    Если границы не принадлежат числовому промежутку, то они изображаются на координатной прямой в виде пустых кружков.

    Если границы принадлежат числовому промежутку, то кружки необходимо закрасить.

    На нашем рисунке кружки были оставлены пустыми. Это означало, что границы 2 и 8 не принадлежат числовому промежутку. Значит в наш числовой промежуток будут входить все числа от 2 до 8, кроме чисел 2 и 8.

    Если мы хотим включить границы 2 и 8 в числовой промежуток, то кружки необходимо закрасить:

    [​IMG]

    В данном случае в числовой промежуток будут входить все числа от 2 до 8, включая числа 2 и 8.

    На письме числовой промежуток обозначается указанием его границ с помощью круглых или квадратных скобок.

    Если границы не принадлежат числовому промежутку, то границы обрамляются круглыми скобками.

    Если границы принадлежат числовому промежутку, то границы обрамляются квадратными скобками.

    На рисунке представлено два числовых промежутка от 2 до 8 с соответствующими обозначениями:

    [​IMG]

    На первом рисунке числовой промежуток обозначен с помощью круглых скобок, поскольку границы 2 и 8 не принадлежат этому числовому промежутку.

    На втором рисунке числовой промежуток обозначен с помощью квадратных скобок, поскольку границы 2 и 8 принадлежат этому числовому промежутку.

    С помощью числовых промежутков можно записывать ответы к неравенствам. Например, ответ к двойному неравенству 2 ≤ x ≤ 8 записывается так:

    x ∈ [ 2 ; 8 ]

    То есть сначала записывают переменную, входящую в неравенство, затем с помощью знака принадлежности ∈ указывают к какому числовому промежутку принадлежат значения этой переменной. В данном случае выражение x ∈ [ 2 ; 8 ] указывает на то, что переменная x, входящая в неравенство 2 ≤ x ≤ 8, принимает все значения в промежутке от 2 до 8 включительно. При этих значениях неравенство будет верным.

    Обратим внимание на то, что ответ записан с помощью квадратных скобок, поскольку границы неравенства 2 ≤ x ≤ 8, а именно числа 2 и 8 принадлежат множеству решений этого неравенства.

    Множество решений неравенства 2 ≤ x ≤ 8 также можно изобразить с помощью координатной прямой:

    [​IMG]

    Здесь границы числового промежутка 2 и 8 соответствуют границам неравенства 2 ≤ x ≤ 8, а выделенная штрихами область соответствует множеству значений x, которые являются решениями неравенства 2 ≤ x ≤ 8.

    В некоторых источниках границы, которые не принадлежат числовому промежутку, называют открытыми.

    Открытыми их называют по той причине, что числовой промежуток остаётся открытым из-за того, что его границы не принадлежат этому числовому промежутку. Пустой кружок на координатной прямой математики называют выколотой точкой. Выколоть точку значит исключить её из числового промежутка или из множества решений неравенства.

    А в случае, когда границы принадлежат числовому промежутку, их называют закрытыми (или замкнутыми), поскольку такие границы закрывают (замыкают) собой числовой промежуток. Закрашенный кружок на координатной прямой также говорит о закрытости границ.

    Существуют разновидности числовых промежутков. Рассмотрим каждый из них.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  17. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Числовой луч
    Числовым лучом называют числовой промежуток, который задаётся неравенством x ≥ a, где a — граница данного неравенства, x — решение неравенства.

    Пусть a = 3. Тогда неравенство x ≥ a примет вид x ≥ 3. Решениями данного неравенства являются все числа, которые больше 3, включая само число 3.

    Изобразим числовой луч, заданный неравенством x ≥ 3, на координатной прямой. Для этого отметим на ней точку с координатой 3, а всю оставшуюся справа от неё область выделим штрихами. Выделяется именно правая часть, поскольку решениями неравенства x ≥ 3 являются числа, бóльшие 3. А бóльшие числа на координатной прямой располагаются правее

    [​IMG]

    Здесь точка 3 соответствует границе неравенства x ≥ 3, а выделенная штрихами область соответствует множеству значений x, которые являются решениями неравенства x ≥ 3.

    Точка 3, являющаяся границей числового луча, изображена в виде закрашенного кружка, поскольку граница неравенства x ≥ 3 принадлежит множеству его решений.

    На письме числовой луч, заданный неравенством x ≥ a, обозначается следующим образом:

    [ a ; +∞ )

    Видно, что с одной стороны граница обрамлена квадратной скобкой, а с другой круглой. Это связано с тем, что одна граница числового луча принадлежит ему, а другая нет, поскольку бесконечность сама по себе границ не имеет и подразумевается, что по ту сторону нет числа, замыкающего этот числовой луч.

    Учитывая то, что одна из границ числового луча закрыта, данный промежуток часто называют закрытым числовым лучом.

    Запишем ответ к неравенству x ≥ 3 с помощью обозначения числового луча. У нас переменная a равна 3

    x ∈ [ 3 ; +∞ )

    В этом выражении говорится, что переменная x, входящая в неравенство x ≥ 3, принимает все значения от 3 до плюс бесконечности.

    Иначе говоря, все числа от 3 до плюс бесконечности, являются решениями неравенства x ≥ 3. Граница 3 принадлежит множеству решений, поскольку неравенство x ≥ 3 является нестрогим.

    Закрытым числовым лучом также называют числовой промежуток, который задаётся неравенством x ≤ a. Решениями неравенства x ≤ a являются все числа, которые меньше a, включая само число a.

    К примеру, если a = 2, то неравенство примет вид x ≤ 2. На координатной прямой граница 2 будет изображаться закрашенным кружком, а вся область, находящаяся слева, будет выделена штрихами. В этот раз выделяется левая часть, поскольку решениями неравенства x ≤ 2 являются числа, меньшие 2. А меньшие числа на координатной прямой располагаются левее

    [​IMG]

    Здесь точка 2 соответствует границе неравенства x ≤ 2, а выделенная штрихами область соответствует множеству значений x, которые являются решениями неравенства x ≤ 2.

    Точка 2, являющаяся границей числового луча, изображена в виде закрашенного кружка, поскольку граница неравенства x ≤ 2 принадлежит множеству его решений.

    Запишем ответ к неравенству x ≤ 2 с помощью обозначения числового луча:

    x ∈ ( −∞ ; 2 ]

    В этом выражении говорится, что все числа от минус бесконечности до 2, являются решениями неравенства x ≤ 2. Граница 2 принадлежит множеству решений, поскольку неравенство x ≤ 2 является нестрогим.

    Открытый числовой луч
    Открытым числовым лучом называют числовой промежуток, который задаётся неравенством x > a, где a — граница данного неравенства, x — решение неравенства.

    Открытый числовой луч во многом похож на закрытый числовой луч. Различие в том, что граница a не принадлежит промежутку, как и граница неравенства x > a не принадлежит множеству его решений.

    Пусть a = 3. Тогда неравенство примет вид x > 3. Решениями данного неравенства являются все числа, которые больше 3, за исключением числа 3

    На координатной прямой граница открытого числового луча, заданного неравенством x > 3, будет изображаться в виде пустого кружка. Вся область, находящаяся справа, будет выделена штрихами:

    [​IMG]

    Здесь точка 3 соответствует границе неравенства x > 3, а выделенная штрихами область соответствует множеству значений x, которые являются решениями неравенства x > 3. Точка 3, являющаяся границей открытого числового луча, изображена в виде пустого кружка, поскольку граница неравенства x > 3 не принадлежит множеству его решений.

    На письме открытый числовой луч, заданный неравенством x > a, обозначается следующим образом:

    ( a ; +∞ )

    Круглые скобки указывают на то, что границы открытого числового луча не принадлежат ему.

    Запишем ответ к неравенству x > 3 с помощью обозначения открытого числового луча:

    x ∈ ( 3 ; +∞ )

    В этом выражении говорится, что все числа от 3 до плюс бесконечности, являются решениями неравенства x > 3. Граница 3 не принадлежит множеству решений, поскольку неравенство x > 3 является строгим.

    Открытым числовым лучом также называют числовой промежуток, который задаётся неравенством x < a, где a — граница данного неравенства, x — решение неравенства. Решениями неравенства x < a являются все числа, которые меньше a, исключая число a.

    К примеру, если a = 2, то неравенство примет вид x < 2. На координатной прямой граница 2 будет изображаться пустым кружком, а вся область, находящаяся слева, будет выделена штрихами:

    [​IMG]

    Здесь точка 2 соответствует границе неравенства x < 2, а выделенная штрихами область соответствует множеству значений x, которые являются решениями неравенства x < 2. Точка 2, являющаяся границей открытого числового луча, изображена в виде пустого кружка, поскольку граница неравенства x < 2 не принадлежит множеству его решений.

    На письме открытый числовой луч, заданный неравенством x < a, обозначается следующим образом:

    ( −∞ ; a )

    Запишем ответ к неравенству x < 2 с помощью обозначения открытого числового луча:

    x ∈ ( −∞ ; 2 )

    В этом выражении говорится, что все числа от минус бесконечности до 2, являются решениями неравенства x < 2. Граница 2 не принадлежит множеству решений, поскольку неравенство x < 2 является строгим.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  18. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Отрезок
    Отрезком называют числовой промежуток, который задаётся двойным неравенством a ≤ x ≤ b, где a и b — границы данного неравенства, x — решение неравенства.

    Пусть a = 2, b = 8. Тогда неравенство a ≤ x ≤ b примет вид 2 ≤ x ≤ 8. Решениями неравенства 2 ≤ x ≤ 8 являются все числа, которые больше 2 и меньше 8. При этом границы неравенства 2 и 8 принадлежат множеству его решений, поскольку неравенство 2 ≤ x ≤ 8 является нестрогим.

    Изобразим отрезок, заданный двойным неравенством 2 ≤ x ≤ 8 на координатной прямой. Для этого отметим на ней точки с координатами 2 и 8, а располагающуюся между ними область выделим штрихами:

    [​IMG]

    Здесь точки 2 и 8 соответствуют границам неравенства 2 ≤ x ≤ 8, а выделенная штрихами область соответствует множеству значений x, которые являются решениями неравенства 2 ≤ x ≤ 8. Точки 2 и 8, являющиеся границами отрезка, изображены в виде закрашенных кружков, поскольку границы неравенства 2 ≤ x ≤ 8 принадлежат множеству его решений.

    На письме отрезок, заданный неравенством a ≤ x ≤ b обозначается следующим образом:

    [ a ; b ]

    Квадратные скобки с обеих сторон указывают на то, что границы отрезка принадлежат ему. Запишем ответ к неравенству 2 ≤ x ≤ 8 с помощью этого обозначения:

    x ∈ [ 2 ; 8 ]

    В этом выражении говорится, что все числа от 2 до 8 включительно, являются решениями неравенства 2 ≤ x ≤ 8.

    Интервал
    Интервалом называют числовой промежуток, который задаётся двойным неравенством a < x < b, где a и b — границы данного неравенства, x — решение неравенства.

    Пусть a = 2, b = 8. Тогда неравенство a < x < b примет вид 2 < x < 8. Решениями этого двойного неравенства являются все числа, которые больше 2 и меньше 8, исключая числа 2 и 8.

    Изобразим интервал на координатной прямой:

    [​IMG]

    Здесь точки 2 и 8 соответствуют границам неравенства 2 < x < 8, а выделенная штрихами область соответствует множеству значений x, которые являются решениями неравенства 2 < x < 8. Точки 2 и 8, являющиеся границами интервала, изображены в виде пустых кружков, поскольку границы неравенства 2 < x < 8 не принадлежат множеству его решений.

    На письме интервал, заданный неравенством a < x < b, обозначается следующим образом:

    ( a ; b )

    Круглые скобки с обеих сторон указывают на то, что границы интервала не принадлежат ему. Запишем ответ к неравенству 2 < x < 8 с помощью этого обозначения:

    x ∈ ( 2 ; 8 )

    В этом выражении говорится, что все числа от 2 до 8, исключая числа 2 и 8, являются решениями неравенства 2 < x < 8.

    Полуинтервал
    Полуинтервалом называют числовой промежуток, который задаётся неравенством a ≤ x < b, где a и b — границы данного неравенства, x — решение неравенства.

    Полуинтервалом также называют числовой промежуток, который задаётся неравенством a < x ≤ b.

    Одна из границ полуинтервала принадлежит ему. Отсюда и название этого числового промежутка.

    В ситуации с полуинтервалом a ≤ x < b ему (полуинтервалу) принадлежит левая граница.

    А в ситуации с полуинтервалом a < x ≤ b ему принадлежит правая граница.

    Пусть a = 2, b = 8. Тогда неравенство a ≤ x < b примет вид 2 ≤ x < 8. Решениями этого двойного неравенства являются все числа, которые больше 2 и меньше 8, включая число 2, но исключая число 8.

    Изобразим полуинтервал 2 ≤ x < 8 на координатной прямой:

    [​IMG]

    Здесь точки 2 и 8 соответствуют границам неравенства 2 ≤ x < 8, а выделенная штрихами область соответствует множеству значений x, которые являются решениями неравенства 2 ≤ x < 8.

    Точка 2, являющаяся левой границей полуинтервала, изображена в виде закрашенного кружка, поскольку левая граница неравенства 2 ≤ x < 8 принадлежит множеству его решений.

    А точка 8, являющаяся правой границей полуинтервала, изображена в виде пустого кружка, поскольку правая граница неравенства 2 ≤ x < 8 не принадлежит множеству его решений.

    На письме полуинтервал, заданный неравенством a ≤ x < b, обозначается следующим образом:

    [ a ; b )

    Видно, что с одной стороны граница обрамлена квадратной скобкой, а с другой круглой. Это связано с тем, что одна граница полуинтервала принадлежит ему, а другая нет. Запишем ответ к неравенству 2 ≤ x < 8 с помощью этого обозначения:

    x ∈ [ 2 ; 8 )

    В этом выражении говорится, что все числа от 2 до 8, включая число 2, но исключая число 8, являются решениями неравенства 2 ≤ x < 8.

    Аналогично на координатной прямой можно изобразить полуинтервал, заданный неравенством a < x ≤ b. Пусть a = 2, b = 8. Тогда неравенство a < x ≤ b примет вид 2 < x ≤ 8. Решениями этого двойного неравенства являются все числа, которые больше 2 и меньше 8, исключая число 2, но включая число 8.

    Изобразим полуинтервал 2 < x ≤ 8 на координатной прямой:

    [​IMG]

    Здесь точки 2 и 8 соответствуют границам неравенства 2 < x ≤ 8, а выделенная штрихами область соответствует множеству значений x, которые являются решениями неравенства 2 < x ≤ 8.

    Точка 2, являющаяся левой границей полуинтервала, изображена в виде пустого кружка, поскольку левая граница неравенства 2 < x ≤ 8 не принадлежит множеству его решений.

    А точка 8, являющаяся правой границей полуинтервала, изображена в виде закрашенного кружка, поскольку правая граница неравенства 2 < x ≤ 8 принадлежит множеству его решений.

    На письме полуинтервал, заданный неравенством a < x ≤ b, обозначается так: ( a ; b ]. Запишем ответ к неравенству 2 < x ≤ 8 с помощью этого обозначения:

    x ∈ ( 2 ; 8 ]

    В этом выражении говорится, что все числа от 2 до 8, исключая число 2, но включая число 8, являются решениями не
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  19. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Изображение числовых промежутков на координатной прямой
    Числовой промежуток может быть задан с помощью неравенства или с помощью обозначения (круглых или квадратных скобок). В обоих случаях нужно суметь изобразить этот числовой промежуток на координатной прямой. Рассмотрим несколько примеров.

    Пример 1. Изобразить числовой промежуток, заданный неравенством x > 5

    Вспоминаем, что неравенством вида x > a задаётся открытый числовой луч. В данном случае переменная a равна 5. Неравенство x > 5 строгое, поэтому граница 5 будет изображаться в виде пустого кружкá. Нас интересуют все значения x, которые больше 5, поэтому вся область справа будет выделена штрихами:

    [​IMG]

    Пример 2. Изобразить числовой промежуток (5; +∞) на координатной прямой

    Это тот же числовой промежуток, который мы изобразили в предыдущем примере. Но в этот раз он задан не с помощью неравенства, а с помощью обозначения числового промежутка.

    Граница 5 обрамлена круглой скобкой, значит она не принадлежит промежутку. Соответственно, кружок остаётся пустым.

    Символ +∞ указывает, что нас интересуют все числа, которые больше 5. Соответственно, вся область справа от границы 5 выделяется штрихами:

    [​IMG]

    Пример 3. Изобразить числовой промежуток (−5; 1) на координатной прямой.

    Круглыми скобками с обеих сторон обозначаются интервалы. Границы интервала не принадлежат ему, поэтому границы −5 и 1 будут изображаться на координатной прямой в виде пустых кружков. Вся область между ними будет выделена штрихами:

    [​IMG]

    Пример 4. Изобразить числовой промежуток, заданный неравенством −5 < x < 1

    Это тот же числовой промежуток, который мы изобразили в предыдущем примере. Но в этот раз он задан не с помощью обозначения промежутка, а с помощью двойного неравенства.

    Неравенством вида a < x < b, задаётся интервал. В данном случае переменная a равна −5, а переменная b равна единице. Неравенство −5 < x < 1 строгое, поэтому границы −5 и 1 будут изображаться в виде пустых кружка. Нас интересуют все значения x, которые больше −5, но меньше единицы, поэтому вся область между точками −5 и 1 будет выделена штрихами:

    [​IMG]

    Пример 5. Изобразить на координатной прямой числовые промежутки [−1; 2) и [2; 5]

    В этот раз изобразим на координатной прямой сразу два промежутка. Промежуток [−1; 2) является полуинтервалом, промежуток [2; 5] — отрезком.

    У полуинтервала [−1; 2) левая граница принадлежит ему, а правая нет.

    А у отрезка [2; 5] обе границы принадлежат ему.

    Чтобы хорошо увидеть промежутки [−1; 2) и [2; 5], первый можно изобразить на верхней области, а второй на нижней. Так и поступим:

    [​IMG]

    Граница 2 закрашена потому что она входит в промежуток [2; 5].

    Пример 6. Изобразить на координатной прямой числовые промежутки [-1; 2) и (2; 5]

    Квадратной скобкой с одной стороны и круглой с другой обозначаются полуинтервалы. Одна из границ полуинтервала принадлежат ему, а другая нет.

    В случае с полуинтервалом [-1; 2) левая граница будет принадлежать ему, а правая нет. Значит левая граница будет изображаться в виде закрашенного кружка. Правая же граница будет изображаться в виде пустого кружка.

    А в случае с полуинтервалом (2; 5] ему будет принадлежать только правая граница, а левая нет. Значит левая граница будет изображаться в виде пустого кружка. Правая же граница будет изображаться в виде закрашенного кружка.

    Изобразим промежуток [-1; 2) на верхней области координатной прямой, а промежуток (2; 5] — на нижней:

    [​IMG]
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  20. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Примеры решения неравенств
    Неравенство, которое путём тождественных преобразований можно привести к виду ax > b (или к виду ax < b), будем называть линейным неравенством с одной переменной.

    В линейном неравенстве ax > b, x — это переменная, значения которой нужно найти, а — коэффициент этой переменной, b — граница неравенства, которая в зависимости от знака неравенства может принадлежать множеству его решений либо не принадлежать ему.

    Например, неравенство 2x > 4 является неравенством вида ax > b. В нём роль переменной a играет число 2, роль переменной b (границы неравенства) играет число 4.

    Неравенство 2x > 4 можно сделать ещё проще. Если мы разделим обе его части на 2, то получим неравенство x > 2

    Получившееся неравенство x > 2 также является неравенством вида ax > b, то есть линейным неравенством с одной переменной. В этом неравенстве роль переменной a играет единица. Ранее мы говорили, что коэффициент 1 не записывают. Роль переменной b играет число 2.

    Отталкиваясь от этих сведений, попробуем решить несколько простых неравенств. В ходе решения мы будем выполнять элементарные тождественные преобразования с целью получить неравенство вида ax > b

    Пример 1. Решить неравенство x − 7 < 0

    Прибавим к обеим частям неравенства число 7

    x − 7 + 7 < 0 + 7

    В левой части останется x, а правая часть станет равна 7

    x < 7

    Путём элементарных преобразований мы привели неравенство x − 7 < 0 к равносильному неравенству x < 7. Решениями неравенства x < 7 являются все числа, которые меньше 7. Граница 7 не принадлежит множеству решений, поскольку неравенство строгое.

    Когда неравенство приведено к виду x < a (или x > a), его можно считать уже решённым. Наше неравенство x − 7 < 0 тоже приведено к такому виду, а именно к виду x < 7. Но в большинстве школ требуют, чтобы ответ был записан с помощью числового промежутка и проиллюстрирован на координатной прямой.

    Запишем ответ с помощью числового промежутка. В данном случае ответом будет открытый числовой луч (вспоминаем, что числовой луч задаётся неравенством x < a и обозначается как ( −∞ ; a)

    x ∈ ( −∞ ; 7 )

    На координатной прямой граница 7 будет изображаться в виде пустого кружка, а вся область, находящаяся слева от границы, будет выделена штрихами:

    [​IMG]

    Для проверки возьмём любое число из промежутка ( −∞ ; 7 ) и подставим его в неравенство x < 7 вместо переменной x. Возьмём, например, число 2

    2 < 7

    Получилось верное числовое неравенство, значит и решение верное. Возьмём ещё какое-нибудь число, например, число 4

    4 < 7

    Получилось верное числовое неравенство. Значит решение верное.

    А поскольку неравенство x < 7 равносильно исходному неравенству x − 7 < 0, то решения неравенства x < 7 будут совпадать с решениями неравенства x − 7 < 0. Подставим те же тестовые значения 2 и 4 в неравенство x − 7 < 0

    2 − 7 < 0

    −5 < 0 — Верное неравенство

    4 − 7 < 0

    −3 < 0 Верное неравенство

    Пример 2. Решить неравенство −4x < −16

    Разделим обе части неравенства на −4. Не забываем, что при делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства меняется на противоположный:

    [​IMG]

    Мы привели неравенство −4x < −16 к равносильному неравенству x > 4. Решениями неравенства x > 4 будут все числа, которые больше 4. Граница 4 не принадлежит множеству решений, поскольку неравенство строгое.

    Изобразим множество решений неравенства x > 4 на координатной прямой и запишем ответ в виде числового промежутка:

    [​IMG]

    [​IMG]

    Пример 3. Решить неравенство 3y + 1 > 1 + 6y

    Перенесём 6y из правой части в левую часть, изменив знак. А 1 из левой части перенесем в правую часть, опять же изменив знак:

    3y − 6y> 1 − 1

    Приведём подобные слагаемые:

    −3y > 0

    Разделим обе части на −3. Не забываем, что при делении обеих частей неравенства на отрицательное число, знак неравенства меняется на противоположный:

    [​IMG]

    Решениями неравенства y < 0 являются все числа, меньшие нуля. Изобразим множество решений неравенства y < 0 на координатной прямой и запишем ответ в виде числового промежутка:

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00