1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше...

Математика для чайников

Тема в разделе "Статьи", создана пользователем Денчик, 20 авг 2024.

Темы в которых сейчас ответили
Влад. бросаю употребление наркоты Последнее сообщение Masja, 22 ноя 2024 в 05:04
Девушка наркомана хочу лечиться Последнее сообщение Masja, 22 ноя 2024 в 04:43
Конченный Некит. Скажите, что... Последнее сообщение Мать биомусооа, 22 ноя 2024 в 02:30
Андрей Детство кончилось!!! Последнее сообщение Ольга75, 22 ноя 2024 в 00:20
Отчет по урокам (общий) Последнее сообщение Вадим Пархоменко, 21 ноя 2024 в 23:57
Натали. Бросаю пить. Последнее сообщение Viktoriia, 21 ноя 2024 в 23:55
Артем Zhid Бросаю употребление... Последнее сообщение Артем Zhid, 21 ноя 2024 в 22:15
Артемий 3.0 Последнее сообщение лена гараж, 21 ноя 2024 в 21:39
View Users: View Users
  1. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Пример 4. Найти значение выражения (3250 − 2905) : 5

    Расставим порядок действий над выражением. Действие в скобках будет первым действием, а деление — вторым

    [​IMG]

    1) 3250 − 2905 = 345

    [​IMG]

    2) 345 : 5 = 69

    [​IMG]

    В скобках могут выполняться два и более действия. Бывает даже так, что в скобках встречаются другие скобки. В таких случаях нужно применять те же правила, которые мы изучили ранее.

    Пример 5. Найти значение выражения (6 411 × 8 − 40799) × 6

    Расставим порядок действий над выражением. Действие в скобках будет первым действием. При этом в скобках выполняется умножение и вычитание. Согласно порядку действий, умножение выполняется раньше вычитания.

    В данном случае сначала нужно 6 411 умножить на 8, и из полученного результата вычесть 40 799. Полученный результат будет значением выражения, содержащегося в скобках. Этот результат будет умножен на 6.

    В результате будем иметь следующий порядок:

    [​IMG]

    1) 6 411 × 8 = 51 288

    [​IMG]

    2) 51 288 − 40 799 = 10 489

    [​IMG]

    3) 10 489 × 6 = 62 934

    [​IMG]

    Пример 6. Найти значение выражения: 1 657 974 : 822 × 106 − (50 377 + 20 338)

    Расставим порядок действий над выражением. Действие в скобках будет первым действием, деление будет вторым действием, умножение — третьим, вычитание — четвёртым.

    [​IMG]

    1) 50 377 + 20 338 = 70 715

    [​IMG]

    2) 1 657 974 : 822 = 2 017

    [​IMG]

    3) 2 017 × 106 = 213 802

    [​IMG]

    4) 213 802−70 715 = 143 087

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  2. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Задания для самостоятельного решения
    Задание 1. Найдите значение выражения:
    5 + 2 − 2 − 1
    Показать решение
    Задание 2. Найдите значение выражения:
    14 + (6 + 2 × 3) − 6
    Показать решение
    Задание 3. Найдите значение выражения:
    486 : 9 − 288 : 9
    Показать решение
    Задание 4. Найдите значение выражения:
    756 : 3 : 4 × 28
    Показать решение
    Задание 5. Найдите значение выражения:
    807 : 3 − (500 − 58 × 4)
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  3. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Законы математики


    В нашей жизни есть законы, которые надо соблюдать. Соблюдение законов гарантирует стабильность и гармоничное развитие. Несоблюдение же законов приводит к печальным последствиям.

    У математики есть свои законы, которые тоже следует соблюдать. Несоблюдение законов математики приводит в лучшем случае к тому, что оценка учащегося снижается, а в худшем случае — к тому что падают самолёты, зависают компьютеры, улетают крыши домов от сильного ветра, снижается качество связи и тому подобные нехорошие явления.

    Законы математики состоят из простых свойств. Эти свойства нам знакомы со школы. Но не мешает вспомнить их ещё раз, а лучше всего записать или выучить наизусть.

    В данном уроке мы рассмотрим лишь малую часть законов математики. Их нам будет достаточно для дальнейшего изучения математики.

    Содержание урока


    Переместительный закон сложения
    Переместительный закон сложения говорит о том, что от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Действительно, прибавьте пятерку к двойке — получите семёрку. И наоборот, прибавьте двойку к пятерке — опять получите семёрку:

    5 + 2 = 7

    2 + 5 = 7

    Если на одну чашу весов положить пакет, в котором 10 килограмм яблок, и на другую чашу так же положить пакет, в котором 10 килограмм яблок, то весы выровнятся, и не важно что яблоки в пакетах лежат вразброс.

    Если мы возьмём пакет с весов и перемешаем яблоки находящиеся в нём, словно шары в лотерейном мешке, пакет всё так же будет весить 10 килограмм. От перестановки мест слагаемых сумма не изменится. Слагаемые в данном случае это яблоки, а сумма это итоговый вес.

    Таким образом, между выражениями 5 + 2 и 2 + 5 можно поставить знак равенства. Это будет означать, что их сумма равна:

    5 + 2 = 2 + 5

    7 = 7

    Полагаем что вы изучили один из предыдущих уроков, который назывался выражения, поэтому мы без тени смущения запишем переместительный закон сложения с помощью переменных:

    a + b = b + a

    Записанный переместительный закон сложения будет работать для любых чисел. Например, возьмём любых два числа. Пусть а = 2, b = 3. Мы присвоили переменным a и b значения 2 и 3 соответственно. Эти значения отправятся в главное выражение a + b = b + a и подставятся куда нужно. Число 2 подставится вместо а, число 3 место b

    [​IMG]

    Сочетательный закон сложения
    Сочетательный закон сложения говорит о том, что результат сложения нескольких слагаемых не зависит от порядка действий. Этот закон позволяет группировать слагаемые для удобства их вычислений.

    Рассмотрим сумму из трёх слагаемых:

    2 + 3 + 5

    Чтобы вычислить данное выражение, можно сначала сложить числа 2 и 3 и полученный результат сложить с числом 5. Для удобства сумму чисел 2 и 3 можно заключить в скобки, указывая тем самым, что эта сумма будет вычислена в первую очередь:

    2 + 3 + 5 = (2 + 3) + 5 = 5 + 5 = 10

    Либо можно сложить числа 3 и 5, затем полученный результат сложить с числом 2

    2 + 3 + 5 = 2 + (3 + 5) = 2 + 8 = 10

    Видно, что в обоих случаях получается один и тот же результат.

    Таким образом, между выражениями (2 + 3) + 5 и 2 + (3 + 5) можно поставить знак равенства, поскольку они равны одному и тому же значению:

    (2 + 3) + 5 = 2 + (3 + 5)

    10 = 10

    Запишем сочетательный закон сложения с помощью переменных:

    (a + b) + c = a + (b + c)

    Переместительный закон умножения
    Переместительный закон умножения говорит о том, что если множимое и множитель поменять местами, то произведение не изменится. Давайте проверим так ли это. Умножим пятерку на двойку, а затем наоборот двойку на пятерку.

    5 × 2 = 10

    2 × 5 = 10

    В обоих случаях получается один и тот же результат, поэтому между выражениями 5 × 2 и 2 × 5 можно поставить знак равенства, поскольку они равны одному и тому же значению:

    5 × 2 = 2 × 5

    10 = 10

    Запишем переместительный закон умножения с помощью переменных:

    a × b = b × a

    Для записи законов в качестве переменных необязательно использовать именно буквы a и b. Можно использовать любые другие буквы, например c и d или x и y. Тот же переместительный закон умножения можно записать следующим образом:

    x × y = y × x
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  4. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Сочетательный закон умножения
    Сочетательный закон умножения говорит о том, что если выражение состоит из нескольких сомножителей, то произведение не будет зависеть от порядка действий.

    Рассмотрим следующее выражение:

    2 × 3 × 4

    Данное выражение можно вычислять в любом порядке. Сначала можно перемножить числа 2 и 3, и полученный результат умножить на 4:

    [​IMG]

    Либо сначала можно перемножить числа 3 и 4, и полученный результат перемножить с числом 2

    [​IMG]

    Таким образом, между выражениями (2 × 3) × 4 и 2 × (3 × 4) можно поставить знак равенства, поскольку они равны одному и тому же значению:

    [​IMG]

    Запишем сочетательный закон умножения с помощью переменных:

    a × b × с = (a × b) × с = a × (b × с)

    Пример 2. Найти значение выражения 1 × 2 × 3 × 4

    Данное выражение можно вычислять в любом порядке. Вычислим его слева направо в порядке следования действий:

    [​IMG]

    Распределительный закон умножения
    Распределительный закон умножения позволяет умножить сумму на число или число на сумму.

    Рассмотрим следующее выражение:

    (3 + 5) × 2

    Мы знаем, что сначала надо выполнить действие в скобках. Выполняем:

    (3 + 5) = 8

    В главном выражении (3 + 5) × 2 выражение в скобках заменим на полученную восьмёрку:

    8 × 2 = 16

    Получили ответ 16. Этот же пример можно решить с помощью распределительного закона умножения. Для этого каждое слагаемое, которое в скобках, нужно умножить на 2, затем сложить полученные результаты:

    [​IMG]

    Мы рассмотрели распределительный закон умножения слишком развёрнуто и подробно. В школе этот пример записали бы очень коротко. К такой записи тоже надо привыкать. Выглядит она следующим образом:

    (3 + 5) × 2 = 3 × 2 + 5 × 2 = 6 + 10 = 16

    Или ещё короче:

    (3 + 5) × 2 = 6 + 10 = 16

    Теперь запишем распределительный закон умножения с помощью переменных:

    (a + b) × c = a × c + b × c

    Давайте внимательно посмотрим на начало этого распределительного закона умножения. Начало у него выглядит так: (a + b) × c.

    Если рассматривать выражение в скобках (a + b), как единое целое, то это будет множимое, а переменная с будет множителем, поскольку соединены они знаком умножения ×

    [​IMG]

    Из переместительного закона умножения мы узнали, что если множимое и множитель поменять местами, то произведение не изменится.

    Если множимое (a + b) и множитель c поменять местами, то получим выражение c × (a + b). Тогда получится, что мы умножаем переменную c на сумму (a + b). Для выполнения такого умножения, опять же применяется распределительный закон умножения. В данном случае переменную c нужно умножить на каждое слагаемое в скобках:

    c × (a + b) = c × a + c × b

    Пример 2. Найти значение выражения 5 × (3 + 2)

    Умножим число 5 на каждое слагаемое в скобках и полученные результаты сложим:

    5 × (3 + 2) = 5 × 3 + 5 × 2 = 15 + 10 = 25

    Пример 3. Найти значение выражения 6 × (5 + 2)

    Умножим число 6 на каждое слагаемое в скобках и полученные результаты сложим:

    6 × (5 + 2) = 6 × 5 + 6 × 2 = 30 + 12 = 42

    Если в скобках располагается не сумма, а разность, то сначала нужно умножить множимое на каждое число, которое в скобках. Затем из полученного первого числа вычесть второе число. В принципе, ничего нового.

    Пример 4. Найти значение выражения 5 × (6 − 2)

    Умножим 5 на каждое число в скобках. Затем из полученного первого числа вычтем второе число:

    5 × (6 − 2) = 5 × 6 − 5 × 2 = 30 − 10 = 20

    Пример 5. Найти значение выражения 7 × (3 − 2)

    Умножим 7 на каждое число в скобках. Затем из полученного первого числа вычтем второе число:

    7 × (3 − 2) = 7 × 3 − 7 × 2 = 21 − 14 = 7
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  5. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Задания для самостоятельного решения
    Задание 1. Найдите значение выражения, используя распределительный закон умножения:
    3 × (7 + 8)
    Показать решение
    Задание 2. Найдите значение выражения, используя распределительный закон умножения:
    5 × (6 + 8)
    Показать решение
    Задание 3. Найдите значение выражения, используя порядок выполнения действий:
    4 × (5 + 4) + 9 × (3 + 2)
    Показать решение
    Задание 4. Найдите значение выражения, используя распределительный закон умножения:
    4 × (5 + 4) + 9 × (3 + 2)
    Показать решение
    Задание 5. Найдите значение выражения, используя распределительный закон умножения:
    16 × (2 + 7) + 5 × (4 + 1)
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  6. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Делители и кратные


    В данном уроке мы рассмотрим такие понятия как делители и кратные.

    Содержание урока


    Что такое делитель?
    Мы знаем, что делитель это число, показывающее на сколько частей нужно разделить делимое. Например, в выражении 8 : 2 = 4, делителем является число 2. Это число показывает на сколько частей нужно разделить число 8. После разделения получается ответ 4. Как видно из примера, число 8 делится на число 2 без остатка. Говорят, что число 2 является делителем числа 8.

    Пример 1. Число 2 является делителем числа 8, поскольку 8 делится на 2 без остатка:

    8 : 2 = 4

    Пример 2. Число 3 является делителем числа 9, поскольку 9 делится на 3 без остатка:

    9 : 3 = 3

    Пример 3. Число 4 не является делителем числа 10 поскольку 10 не делится на 4 без остатка:

    10 : 4 = 2 (2 в остатке)

    Определение. Делителем числа а называется число, на которое число а делится без остатка.

    Данное определение содержит переменную a. Подставим вместо этой переменной любое число, например число 12 и прочитаем определение:

    Делителем числа 12 называется число, на которое 12 делится без остатка.

    Попробуем перечислить эти числа:

    1, 2, 3, 4, 6, 12

    Все эти числа являются делителями числа 12, поскольку число 12 делится на них без остатка. Покажем это:

    12 : 1 = 12
    12 : 2 = 6
    12 : 3 = 4
    12 : 4 = 3
    12 : 6 = 2
    12 : 12 = 1
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  7. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Кратные числа
    Если какое-нибудь число без остатка разделилось на другое, то его называют кратным этого числа. Например, 6 без остатка делится на 3. Поэтому 6 является кратным числа 3

    6 : 3 = 2

    Определение. Кратным числа а называется число, которое делится без остатка на а.

    Данное определение содержит переменную a. Подставим вместо этой переменной любое число, например число 5 и прочитаем определение:

    Кратным числа 5 называется число, которое делится без остатка на 5.

    У любого числа бесконечно много кратных. Например, первыми кратными числа 5, являются числа 5, 10, 15, 20, 25. Все они кратны 5, поскольку делятся на 5 без остатка:

    5 : 5 = 1
    10 : 5 = 2
    15 : 5 = 3
    20 : 5 = 4
    25 : 5 = 5

    Признаки делимости чисел
    Признаки делимости чисел используются для того, чтобы ускорить процесс деления чисел. Существует множество признаков делимости и других интересных алгоритмов, значительно ускоряющих решение и освобождающих от излишней волокиты. Рассмотрим наиболее популярные из них.

    Признак делимости на 10

    Любое число, которое оканчивается нулем, делится без остатка на 10. Чтобы получить частное, достаточно отбросить цифру 0 в делимом.

    Например, 380 : 10 = 38. Мы просто отбросили последний ноль в числе 380.

    В случае, если мы имеем выражение такого вида 385 : 10, то получится 38 и 5 в остатке, поскольку 380 : 10 = 38, а пятерка это остаток, который не разделился.

    Таким образом, если число оканчивается цифрой 0, то оно делится без остатка на 10. Если же оно оканчивается другой цифрой, то оно не делится без остатка на 10. Остаток в этом случае равен последней цифре числа. Действительно, в примере 385 : 10 = 38 (5 в остатке), остаток равен последней цифре в числе 385, то есть пятерке.

    Признак делимости на 5 и на 2

    Любое число, которое оканчивается нулем, делится без остатка и на 5, и на 2.

    Примеры:

    10 : 5 = 2

    100 : 5 = 20

    100 : 2 = 50

    Признак делимости на 5

    Если число оканчивается цифрой 0 или 5, то оно делится без остатка на 5.

    Примеры:

    355 : 5 = 71

    200 : 5 = 40

    475 : 5 = 95

    Признак делимости на 3

    Число делится на 3, если сумма цифр этого числа делится на 3. Например, рассмотрим число 27, сумма его цифр 2 + 7 = 9. Девять, как мы знаем делится на 3, значит и 27 делится на 3:

    27 : 3 = 9

    Признак делимости на 9

    Число делится на 9, если сумма его цифр делится на 9. Например, рассмотрим число 18. Сумма его цифр 1 + 8 = 9. Девять делится на девять, значит и 18 делится на 9

    18 : 9 = 2

    Рассмотрим число 846. Сумма его цифр 8 + 4 + 6 = 18. Восемнадцать делится на девять, значит и 846 делится на 9:

    [​IMG]

    Чётные и нечётные числа
    Чётным называется число, которое делится без остатка на 2. Например, число 20 является четным, поскольку оно делится без остатка на 2:

    20 : 2 = 10

    Нечётным называется число, если при его делении на 2, остаётся остаток 1. Например число 21 является нечетным, поскольку после его деления на 2 остается остаток 1:

    21 : 2 = 10 (1 в остатке)

    Как распознать чётное число от нечетного, не выполняя деления на 2? Очень просто. Из однозначных чисел чётными являются числа 0, 2, 4, 6, 8, а нечетными являются 1, 3, 5, 7, 9. Если число оканчивается чётной цифрой, то это число является чётным. Если число оканчивается нечетной цифрой, то это число является нечетным.

    Например, число 308 чётно, поскольку оно оканчивается чётной цифрой. Число 1024 тоже четно, поскольку оканчивается четной цифрой.

    А числа 305 и 1027 являются нечётными, поскольку они оканчиваются нечётными цифрами.

    Простые и составные числа
    Простым называется число, которое делится без остатка на единицу и на само себя. Другими словами, имеет только два делителя. Например, число 5 делится без остатка на единицу и на само себя:

    5 : 1 = 5

    5 : 5 = 1

    Значит, число 5 является простым числом.

    Составным же называется число, которое имеет больше двух делителей. Например, число 4 составное, поскольку у него больше двух делителей: 4, 2 и 1

    4 : 4 = 1

    4 : 2 = 2

    4 : 1 = 4

    Значит, число 4 является составным числом.

    Разложение составного числа на простые множители
    Любое составное число можно разложить на простые множители. Чем-то похожим мы занимались в уроке замены в выражениях. Из этого урока мы узнали, что любое число, входящее в выражение, можно заменить на то же самое, но записанное в другом виде.

    Например, число 6 можно записать в виде суммы 4 + 2 или в виде частного 12 : 2 или в виде произведения 2 × 3. Последнюю запись 2 × 3 можно назвать разложением числа 6 на простые множители.

    Суть разложения числа на простые множители заключается в том, чтобы представить это число в виде произведения нескольких простых множителей.

    Разложим число 4 на простые множители. Для этого соберем данное число из других чисел, при этом соединим их знаком умножения (×). Число 4 состоит из чисел 2 и 2. Эти два числа и являются простыми множителями, из которых состоит число 4

    4 = 2 × 2

    Разложим на множители число 6. Число 6 можно собрать из чисел 2 и 3. Эти два числа и являются простыми множителями, из которых состоит число 6

    6 = 2 × 3

    Разложим на множители число 8. Это число можно разложить на множители 2 и 4, при этом множитель 4 можно разложить на два множителя: 2 и 2. Поэтому вместо четвёрки записываем её разложение:

    [​IMG]

    Большие числа раскладываются таким же образом. Сначала их раскладывают на большие множители, затем эти большие множители раскладывают на маленькие. И так до тех пор, пока каждый множитель не станет простым числом.

    Например, разложим число 180 на простые множители. Число 180 это два множителя 18 и 10

    180 = 18 × 10

    Теперь раскладываем множители 18 и 10 на другие множители:

    18 = 3 × 6

    10 = 5 × 2

    Теперь раскладываем выделенную синюю шестерку. Это последний большой множитель, который можно разложить на простые множители:

    6 = 2 × 3

    Теперь собираем все простые множители вместе:

    [​IMG]

    На множители можно разложить только составное число. Простое число на множители не раскладывается. Именно поэтому, когда разложение доходит до простых чисел, мы эти простые числа дальше не раскладываем.

    Есть и второй способ разложения на простые множители. Он проще и хорошо подходит для больших чисел. Суть этого способа заключается в том, что сначала проводится вертикальная линия. Затем слева от этой линии записываются делимые, а справа — делители, которые впоследствии собирают во множители.

    При разложении числа этим способом, используют признаки делимости, такие как: признаки делимости на 2, на 3, на 5 и другие.

    Например, разложим предыдущее число 180 этим способом.

    Проводим вертикальную линию и слева записываем первое делимое 180

    [​IMG]

    Теперь применяем признаки делимости. В первую очередь проверяем делится ли 180 на 2. Если делится, то нужно записать эту двойку справа от вертикальной линии.

    180 делится на 2, поскольку 180 оканчивается нулём. Записываем двойку справа от вертикальной линии:

    [​IMG]

    Теперь делим 180 на 2 и получаем второе делимое 90. Записываем это делимое слева от вертикальной линии:

    [​IMG]

    Теперь делим 90. Снова применяем признаки делимости. Проверяем делится ли 90 на 2.

    90 делится на 2, поскольку 90 оканчивается нулём. Записываем двойку справа от вертикальной линии:

    [​IMG]

    Теперь делим 90 на 2, получаем третье делимое 45. Записываем это делимое слева от вертикальной линии:

    [​IMG]

    Теперь делим 45. Снова применяем признаки делимости. Проверяем делится ли 45 на 2.

    45 на 2 не делится. Тогда проверяем делится ли 45 на 3.

    45 делится на 3, поскольку сумма цифр 4 и 5 делится на 3. Записываем тройку справа от вертикальной линии:

    [​IMG]

    Делим 45 на 3, получаем четвёртое делимое 15. Записываем это делимое слева от вертикальной линии:

    [​IMG]

    Теперь делим 15. Проверяем делится ли 15 на 2.

    15 не делится на 2. Тогда проверяем делится ли 15 на 3.

    15 на 3 делится, поскольку сумма цифр 1 и 5 делится на 3. Записываем тройку справа от вертикальной линии:

    [​IMG]

    Делим 15 на 3, получаем пятое делимое 5. Записываем пятёрку слева от вертикальной линии:

    [​IMG]

    Теперь делим 5. Проверяем делится ли 5 на 2.

    5 не делится на 2. Тогда проверяем делится ли 5 на 3.

    5 не делится на 3. Тогда проверяем делится ли 5 на 5.

    5 делится на 5. Записываем эту пятёрку справа от вертикальной линии:

    [​IMG]

    Делим 5 на 5, получаем шестое делимое 1. Записываем эту единицу слева от вертикальной линии:

    [​IMG]

    На этом деление завершается, поскольку мы достигли единицы. Делители, которые записывают справа от вертикальной линии должны быть простыми числами. Поэтому, когда делимое 5 не разделилось на 2, а затем не разделилось на 3, мы попробовали разделить его на 5, не пробуя разделить на 4, поскольку 4 является не простым, а составным числом.

    Теперь переписываем в один ряд все делители, которые записаны справа от вертикальной линии. Они и будут разложением числа 180 на простые множители. Желательно записывать их, начиная с самых малых. Это позволяет упорядочить их по возрастанию:

    [​IMG]

    Не расстраивайтесь, если будете испытывать затруднения при разложении чисел на простые множители. Эта тема требует немного практики. Для тренировки можете разложить на простые множители следующие числа: 256, 378, 512.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  8. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Нахождение делителей числа
    В начале данного урока было сказано, что делителем называется число, на которое другое число делится без остатка.

    Например, число 2 является делителем числа 6, поскольку число 6 можно без остатка разделить на 2

    6 : 2 = 3

    Ещё делителем числа 6 является число 3

    6 : 3 = 2

    Ещё делителем числа 6 является число 1

    6 : 1 = 6

    Наконец, делителем числа 6 является само это число

    6 : 6 = 1

    Перечислим все делители числа 6

    1, 2, 3, 6

    Иногда возникает необходимость найти все делители какого-нибудь числа. Чтобы понять, как это делается, рассмотрим несколько примеров.

    Пример 1. Найти делители числа 12

    Во-первых, единица является делителем любого числа. Пусть и у нас первым делителем числа 12 будет 1

    [​IMG]

    Теперь раскладываем число 12 на простые множители:

    [​IMG]

    Получили разложение 2 × 2 × 3.

    В процессе разложения числа 12 на простые множители, мы делили его на числа 2 и 3. На них число 12 разделилось без остатка, значит они тоже являются делителями числа 12. Внесём эти два числа в нашу таблицу делителей:

    [​IMG]

    Чтобы получить остальные делители числа 12, нужно найти все возможные произведения его простых множителей между собой. Получаемые в результате ответы и будут остальными делителями числа 12.

    Число 12 мы разложили на простые множители 2 × 2 × 3. Найдём все возможные произведения этих простых множителей между собой. Первое произведение это 2 × 2. Это произведение равно 4

    2 × 2 = 4

    Занесём число 4 в нашу таблицу делителей

    [​IMG]

    Следующее возможное произведение из простых множителей числа 12 это произведение 2 × 3. Данное произведение равно 6. Занесём число 6 в нашу таблицу делителей:

    [​IMG]

    Последнее возможное произведение из простых множителей числа 12 это произведение из всех его множителей, а именно 2 × 2 × 3. Это произведение равно 12. Занесём число 12 в нашу таблицу делителей:

    [​IMG]

    Таким образом, делителями числа 12 являются числа 1, 2, 3, 4, 6, 12.

    На основании приведённого примера можно сформировать правило для нахождения делителей числа:

    Чтобы найти делители числа, нужно:

    • записать в качестве первого делителя единицу;
    • разложить исходное число на простые множители и выписать из полученных простых множителей те множители, которые являются делителями исходного числа (если множитель повторяется, то выписать его нужно только один раз);
    • найти все возможные произведения полученных простых множителей между собой. Получаемые в результате ответы будут остальными делителями исходного числа.
    Пример 2. Найти делители числа 6

    Первым делителем числа 6 запишем единицу:

    1

    Теперь разложим число 6 на простые множители:

    [​IMG]

    Выпишем из полученного разложения те множители, которые являются делителями числа 6. Видим, что это множители 2 и 3. Они будут следующими делителями числа 6. Допишем их к нашим делителям:

    1, 2, 3

    Теперь найдём все возможные произведения простых множителей числа 6. В данном случае имеется только одно произведение, а именно 2 × 3. Это произведение равно 6. Допишем число 6 к нашим делителям:

    1, 2, 3, 6

    Таким образом, делителями числа 6 являются числа 1, 2, 3, 6.

    Задания для самостоятельного решения
    Задание 1. Разложите число 256 на простые множители
    Показать решение
    Задание 2. Разложите число 52 на простые множители
    Показать решение
    Задание 3. Разложите число 98 на простые множители
    Показать решение
    Задание 4. Разложите число 116 на простые множители
    Показать решение
    Задание 5. Разложите число 228 на простые множители
    Показать решение
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  9. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Дроби


    Дроби это тема об которую спотыкается половина жителей нашей планеты. Если спросить у людей с какой темы у них начались проблемы с математикой, то большинство из них ответят — с дробей.

    Этих людей нельзя упрекнуть. Дроби действительно тема не из простых. Тема дробей требует много терпения и внимания, особенно если человек изучает её впервые.

    Но есть и хорошие новости. Если Вы освоите дроби, то уверяем что дальнейшее изучение математики станет для Вас простым и интересным.

    А если Вы ещё хорошо изучили предыдущий урок, который назывался деление, то можете быть уверены что дроби Вы освоили уже наполовину.

    Содержание урока


    Что такое дробь?
    Если говорить простым языком, то дробь это часть чего-либо. Это «чего-либо» может быть чем угодно — едой, деньгами, числом. В народе дробь называют долей. Само слово «дробь» тоже говорит за себя — дробь означает дробление, деление, разделение.

    Рассмотрим пример из жизни. Мы купили себе пиццу, чтобы съесть её в течении дня. Допустим мы решили разделить её на четыре части, чтобы съедать постепенно по одному кусочку.

    [​IMG]

    Посмотрите на этот рисунок. Представьте, что это наша пицца, разделённая на четыре куска. Каждый кусок пиццы это и есть дробь, потому что каждый кусок по отдельности это часть пиццы.

    Допустим мы съели один кусок. Как его записать? Очень просто. Сначала рисуется маленькая линия:

    [​IMG]

    Внизу этой линии записывается на сколько кусков пицца была разделена. Пицца была разделена на четыре куска. Значит внизу линии записывается четвёрка:

    [​IMG]

    А сверху этой линии записывается сколько кусков пиццы было съедено. Съеден был один кусок, значит сверху записываем единицу:

    [​IMG]

    Такие записи называют дробями. Дробь состоит из числителя и знаменателя.

    Число, которое записывается сверху, называется числителем дроби.

    Число, которое записывается снизу, называется знаменателем дроби.

    В нашем примере числитель дроби это единица, а знаменатель дроби — четвёрка. Эту дробь можно прочитать так: «одна четвёртая» либо «один кусок из четырёх» либо «одна четвёртая доля» либо «четверть» — всё это синонимы.

    Теперь представьте, что мы съели ещё один кусок той же самой пиццы, которая была разделена на четыре куска. Как записать такую дробь?

    Очень просто. Сверху записываем 2 (поскольку уже съедено два куска), а внизу записываем 4 (поскольку всего кусков было 4):

    [​IMG]

    Эта дробь читается так: «две четвёртых» либо «два куска из четырёх» либо «две четвёртые доли».

    Теперь представьте, что пиццу мы разделили не на четыре части, а на три.

    [​IMG]

    Допустим мы съели один кусок этой пиццы. Как записать такую дробь?

    Очень просто. Опять же рисуется маленькая линия. Внизу этой линии записывается число 3, поскольку пицца разделена на три части, а сверху этой линии записывается число 1, поскольку съеден один кусок:

    [​IMG]

    Эта дробь читается так: «Одна третья» либо «Один кусок из трёх» либо «Одна третья доля» либо «Треть».

    Если мы съедим два куска пиццы, то такая дробь будет называться «две третьих» и записываться следующим образом:

    [​IMG]

    Теперь представьте, что пиццу мы разделили на две части, или как говорят в народе: «Пополам»:

    [​IMG]

    Допустим, из этих двух кусков мы съели один кусок. Как записать такую дробь?

    Опять же рисуем линию. Внизу этой линии записываем число 2, поскольку пицца разделена на две части, а вверху записываем число 1, поскольку съеден один кусок:

    [​IMG]

    Эта дробь читается так: «одна вторая» либо «один кусок из двух» либо «одна вторая доля» либо «половина».

    Дроби, которые мы сейчас рассмотрели, называют обыкновенными.

    Вообще, дроби бывают двух видов: обыкновенные и десятичные. На данный момент мы рассматриваем обыкновенные дроби. Обыкновенная дробь это дробь, которая состоит из числителя и знаменателя. Десятичные дроби рассмотрим немного позже.

    Знаменатель дроби — это число, которое показывает на сколько равных частей можно что-либо разделить. Вернёмся к нашей пицце. Поровну эта пицца может быть разделена и на 2 части и на 3, и на 4, и на 5, и на 6. В зависимости от того, на сколько частей мы будем делить пиццу, знаменатель будет меняться.

    На следующем рисунке представлены три пиццы, которые разделены по разному. У первой пиццы знаменателем будет 2. У второй пиццы знаменателем будет 3. У третьей пиццы знаменателем будет 4.

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  10. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Числитель же показывает сколько частей взято от чего-либо. К примеру, если разделить пиццу на две части, как на первом рисунке, и взять одну часть для трапезы, то получится что мы взяли [​IMG] (одну часть из двух), или как говорят в народе «половину» пиццы.

    С помощью переменных дробь можно записать так:

    [​IMG]где a — это числитель, b — знаменатель.

    Следующая вещь, которую важно знать это то, что обыкновенные дроби бывают правильными и неправильными.

    Правильная дробь — это дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Например, следующие дроби являются правильными:

    [​IMG]

    Почему такие дроби называют правильными? Вспомним, что дробь это часть чего-либо. Ведь будет логичнее, если эта часть будет меньше того, откуда эта часть была взята. Например, если пицца разделена на четыре части, и мы возьмём [​IMG] (одну четвёртую), то наш кусок будет меньше, чем все четыре куска вместе взятые (чем одна целая пицца). Поэтому такие дроби называют правильными.

    С неправильной дробью всё с точностью наоборот. Неправильная дробь — это дробь, у которой числитель больше знаменателя. Например, следующие дроби являются неправильными:

    [​IMG]Видно, что у этих дробей числитель больше знаменателя. Почему же такие дроби называют неправильными? Вспомним, что дробь это часть чего-либо. Знаменатель показывает на сколько частей это чего-либо разделено. А числитель показывает сколько этого чего-либо взяли.

    Теперь возьмём к примеру неправильную дробь [​IMG] и применим её к нашей пицце. В знаменателе стоит 2, значит пицца разделена на две части, а в числителе стоит 9. Получается, что взято девять кусков из двух. Но как можно взять девять кусков, если их всего два? Ответ — никак. Поэтому такие дроби называют неправильными.

    Дробь, у которой числитель и знаменатель одинаковые, тоже называют неправильной. Например:

    [​IMG]

    Вообще, такие дроби даже не должны называться дробями. И вот почему. Рассмотрим к примеру дробь [​IMG]. Применим её к нашей пицце.

    Допустим, мы хотим съесть[​IMG]пиццы. В знаменателе стоит число 2, значит пицца разделена на две части. И в числителе стоит 2, значит взято две части. По сути, взята вся целая пицца, и если мы съедим эту[​IMG]пиццы, то съедим не часть пиццы, а всю пиццу целиком. Иными словами, съедим не дробь, а целую часть пиццы. Поэтому дробь, у которой числитель и знаменатель одинаковые, называют неправильной.

    Дробь означает деление
    Черта в дроби, которая отделяет числитель от знаменателя, означает деление. Она говорит, что числитель можно разделить на знаменатель.

    Например, рассмотрим дробь [​IMG]. Дробная черта говорит, что четвёрку можно разделить на двойку. Мы знаем, что четыре разделить на два будет два. Ставим знак равенства (=) и записываем ответ:

    [​IMG]

    Можно сделать вывод, что любое деление чисел можно записать с помощью дробей. Например:

    [​IMG]

    Это простейшие примеры. Видно, что у них отсутствует остаток. С остатком немного сложнее, зато интереснее. Поговорим об этом в следующей теме, которая называется «выделение целой части дроби».
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  11. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Выделение целой части дроби
    Вычислим дробь [​IMG] . Пять разделить на два будет два и один в остатке:

    5 : 2 = 2 (1 в остатке)

    Проверка: (2 × 2) + 1 = 4 + 1 = 5

    Но сейчас мы имеем дело с дробями, значит и отвечать надо в дробном виде. Чтобы хорошо понять, как это делается, рассмотрим пример из жизни.

    Представьте, что у вас есть 5 яблок и вы решили поделиться ими со своим другом. Причём поделиться по-честному, чтобы каждому досталось поровну. Как разделить эти 5 яблок?

    Очевидно, что каждому из вас достанется по два яблока, а оставшееся одно яблоко вы разрежете ножом пополам и тоже разделите между собой:

    [​IMG]

    Посмотрите внимательно на этот рисунок. На нём показано, как пять яблок разделены между вами и вашим другом. Очевидно, что каждому досталось по два целых яблока и по половинке яблока.

    Теперь возвращаемся к дроби [​IMG] и отвечаем на её вопрос. Сколько будет пять разделить на два? Смотрим на наш рисунок и отвечаем: если пять яблок разделить на двоих, то каждому достанется два целых яблока и половинка яблока. Так и записываем:

    [​IMG]

    Схематически это выглядит так:

    [​IMG]

    Процедуру, которую мы сейчас провели, называют выделением целой части дроби.

    В нашем примере мы выделили целую часть дроби [​IMG] и получили новую дробь [​IMG]. Такую дробь называют смешанной. Смешанная дробь — это дробь, у которой есть целая часть и дробная.

    В нашем примере целая часть это 2, а дробная часть это [​IMG]

    [​IMG]

    Обязательно запомните эти понятия! А лучше запишите в свою рабочую тетрадь.

    Выделить целую часть можно только у неправильных дробей. Напомним, что неправильная дробь это дробь, у которой числитель больше знаменателя. Например, следующие дроби являются неправильными, и у них выделена целая часть:

    [​IMG]

    Чтобы выделить целую часть, достаточно знать, как делить числа уголком. Например, выделим целую часть у дроби [​IMG]. Записываем уголком данное выражение и решаем:

    [​IMG]

    После того, как решение примера завершается, новую дробь собирают подобно детскому конструктору. Важно понимать, что куда относить. Частное относят к целой части, остаток относят в числитель дробной части, делитель относят в знаменатель дробной части.

    В принципе, если вы хорошо знаете таблицу умножения, и можете быстро в уме выполнять элементарные вычисления, то можно обойтись без записей уголком. В школах кстати, именно этого и требуют — чтобы учащиеся не тратили время на простые операции, а сразу записывали ответы.

    Но если вы только начинаете изучать математику, советуем записывать каждую мелочь.

    Рассмотрим ещё один пример на выделение целой части. Пусть требуется выделить целую часть дроби [​IMG]

    Записываем уголком данное выражение и решаем. Потом собираем смешанную дробь:

    [​IMG]

    Получили: [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  12. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Перевод смешанного числа в неправильную дробь
    Любое смешанное число получается в результате выделения целой части в неправильной дроби. Например, рассмотрим неправильную дробь [​IMG]. Если выделить в ней целую часть, то получается [​IMG]

    [​IMG]

    Но возможен и обратный процесс — любое смешанное число можно перевести в неправильную дробь. Для этого целую часть надо умножить на знаменатель дробной части и полученный результат прибавить к числителю дробной части. Полученный результат будет числителем новой дроби, а знаменатель останется без изменений.

    Например, переведём смешанное число [​IMG] в неправильную дробь. Умножаем целую часть 2 на знаменатель дробной части:

    2 × 3 = 6

    Затем к 6 прибавляем числитель дробной части:

    6 + 1 = 7

    Полученная семёрка будет числителем новой дроби, а знаменатель 3 останется без изменений:

    [​IMG]

    Подробное решение выглядит так:

    [​IMG]

    А с помощью переменных перевод смешанного числа в неправильную дробь можно записать так:

    [​IMG]

    Пример 2. Перевести смешанное число [​IMG] в неправильную дробь.

    Умножаем целую часть смешанного числа на знаменатель дробной части и прибавляем к числителю дробной части, а знаменатель оставляем без изменений:
    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  13. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Основное свойство дроби
    Основное свойство дроби говорит о том, что если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то получится равная ей дробь. Это означает, что значение дроби не изменится.

    Например, рассмотрим дробь [​IMG]. Умножим её числитель и знаменатель на одно и то же число, например на число 2

    [​IMG]

    Получили новую дробь [​IMG]. Если верить основному свойству дроби, то дроби [​IMG] и [​IMG] равны между собой. Так ли это? Давайте проверим, нарисовав эти дроби в виде кусочков пиццы:

    [​IMG]

    Посмотрите внимательно на эти два рисунка. Первый рисунок иллюстрирует дробь [​IMG] (один кусок из двух), а второй иллюстрирует дробь [​IMG] (два куска из четырёх). Если хорошо присмотреться на эти куски, то можно убедиться, что у них одинаковые размеры. Различие лишь в том, что разделаны они по-разному. Первая пицца была разделана на два куска, и с неё взяли один кусок. А вторая пицца была разделана на четыре куска, и с неё взяли два куска.

    Поэтому между дробями [​IMG] и [​IMG] можно поставить знак равенства (=), поскольку они равны одному и тому же значению:

    [​IMG]

    Теперь испытаем основное свойство дроби, разделив числитель и знаменатель на одно и то же число.

    Рассмотрим дробь [​IMG]. Давайте разделим её числитель и знаменатель на одно и то же число, например на число 2

    [​IMG]

    Получили новую дробь [​IMG]. Если верить основному свойству дроби, то дроби [​IMG] и [​IMG] равны между собой. Так ли это? Давайте проверим, нарисовав эти дроби в виде кусочков пиццы:

    [​IMG]

    Посмотрите внимательно на эти два рисунка. Первый рисунок иллюстрирует дробь [​IMG] (четыре куска из восьми), а второй иллюстрирует дробь [​IMG] (два куска из четырёх). Если хорошо присмотреться на эти куски, то можно убедиться, что у них одинаковые размеры. Различие лишь в том, что разделаны они по-разному. Первая пицца была разделана на восемь кусков, и с неё взяли четыре куска. А вторая пицца была разделана на четыре куска, и с неё взяли два куска.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  14. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Сокращение дробей
    Дроби можно сокращать. Сократить — значит сделать дробь короче и проще для восприятия. Например, дробь [​IMG] выглядит намного проще и красивее, чем дробь [​IMG] .

    Если при решении примеров получается большая и некрасивая дробь, то нужно попытаться её сократить.

    Сокращение дроби опирается на основное свойство дроби. Поэтому, прежде чем изучать сокращение дробей, обязательно изучите основное свойство дроби.

    Деление числителя и знаменателя на их наибольший общий делитель называется сокращением дроби.

    Пример 1. Сократить дробь [​IMG]

    Итак, нужно разделить числитель и знаменатель дроби [​IMG] на наибольший общий делитель чисел 2 и 4.

    В данном случае дробь простая и для неё НОД ищется легко. НОД чисел 2 и 4 это число 2. Значит, числитель и знаменатель дроби [​IMG] надо разделить на 2

    [​IMG]

    В результате дробь [​IMG] обратилась в более простую дробь [​IMG]. Значение исходной дроби при этом не изменилось, поскольку сокращение подразумевает деление числителя и знаменателя на одно и то же число. А это действие, как было указано ранее, не меняет значение дроби.

    [​IMG]

    На рисунке представлены дроби [​IMG] и [​IMG] в виде кусочков пиццы. До сокращения и после сокращения они имеют одинаковые размеры. Разница лишь в том, что раздéланы они по-разному.

    Пример 2. Сократим дробь [​IMG]

    Чтобы сократить дробь [​IMG], нужно числитель и знаменатель этой дроби разделить на наибольший общий делитель чисел 20 и 40.

    НОД чисел 20 и 40 это число 20. Поэтому делим числитель и знаменатель дроби [​IMG] на 20

    [​IMG]

    Пример 3. Сократим дробь [​IMG]

    Чтобы сократить дробь [​IMG], нужно числитель и знаменатель этой дроби разделить на наибольший общий делитель чисел 32 и 36.

    НОД чисел 32 и 36 это число 4. Поэтому делим числитель и знаменатель дроби [​IMG] на 4

    [​IMG]

    Если в числителе и знаменателе располагаются простые числа, то такую дробь сократить нельзя — она не сокращается. Такие дроби называют несократимыми. Например, следующие дроби являются несократимыми:

    [​IMG]

    Напомним, что простыми называются числа, которые делятся только на единицу и самих себя.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  15. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Второй способ сокращения дроби
    Второй способ является короткой версией первого способа. Суть его заключается в том, что пропускается подробное разъяснение того, на что был разделён числитель и знаменатель.

    К примеру, вернёмся к дроби [​IMG]. Эту дробь мы сократили на 4, то есть разделили числитель и знаменатель этой дроби на число 4

    [​IMG]

    Теперь представьте, что в данном выражении отсутствует конструкция [​IMG] , и сразу записан ответ [​IMG] . Получится следующее выражение:

    [​IMG]

    Суть в том что число, на которое разделили числитель и знаменатель, хранят в уме. В нашем случае числитель и знаменатель делят на 4 — это число и будем хранить в уме.

    Сначала делим числитель на число 4. Полученный ответ записываем рядом с числителем, предварительно зачеркнув его:

    [​IMG]

    Затем таким же образом делим знаменатель на число 4. Полученный ответ записываем рядом со знаменателем, предварительно зачеркнув его:

    [​IMG]

    Затем собираем новую дробь. В числитель отправляем новое число 8 вместо 32, а в знаменатель отправляем новое число 9 вместо 36

    [​IMG]

    Происходит своего рода замена одной дроби на другую. Значение новой дроби равно значению предыдущей дроби, поскольку срабатывает основное свойство дроби, которое говорит о том что если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то получится равная ей дробь.

    Также, дроби можно сокращать, предварительно разложив на простые множители числитель и знаменатель.

    Например, сократим дробь [​IMG], предварительно разложив на простые множители числитель и знаменатель:

    [​IMG]

    Итак, мы разложили числитель и знаменатель дроби [​IMG] на множители. Теперь применяем второй способ сокращения. В числителе и в знаменателе выбираем по множителю и делим выбранные множители на НОД этих множителей.

    Давайте сократим по тройке в числителе и в знаменателе. Для этого разделим эти тройки на 3 (на их наибольший общий делитель). Получим следующее выражение:[​IMG]

    Сократить можно ещё по тройке в числителе и в знаменателе:

    [​IMG]

    Дальше сокращать больше нéчего. Последнюю тройку в знаменателе просто так сократить нельзя, поскольку в числителе нет множителя, который можно было бы сократить вместе с этой тройкой.

    Записываем новую дробь, в числителе и в знаменателе которой будут новые множители.

    [​IMG]

    Получили ответ [​IMG]. Значит, при сокращении дроби [​IMG] получается новая дробь [​IMG].

    Не рекомендуется пользоваться вторым способом сокращения дроби и способом разложения на простые множители числителя и знаменателя, если человек только нáчал изучать математику. Практика показывает, что это оказывается сложным на первых этапах.

    Поэтому, если испытываете затруднения при использовании второго способа, то пользуйтесь старым добрым способом сокращения: делите числитель и знаменатель дроби на их наибольший общий делитель. Выражение в таком случае получается простым, понятным и красивым. Так, предыдущий пример может быть решён старым способом и будет выглядеть так:

    [​IMG]

    Сравните это выражение с выражением, которое мы получили, когда пользовались вторым способом:

    [​IMG]

    Первое выражение намного понятнее, аккуратнее и короче. Не правда ли?
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  16. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Задания для самостоятельного решения
    Задание 1. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 2. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 3. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 4. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 5. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 6. Выделите целые части в следующих дробях:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 7. Выделите целые части в следующих дробях:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 8. Переведите смешанные дроби в неправильные:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 9. Переведите смешанные дроби в неправильные, не расписывая как целая часть умножается на знаменатель дробной части и полученный результат складывается с числителем дробной части
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 10. Сократите следующую дробь на 3
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 11. Сократите следующую дробь на 3 вторым способом
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 12. Сократите следующую дробь на 5
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 13. Сократите следующую дробь на 5 вторым способом
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 14. Сократите следующие дроби:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 15. Сократите следующие дроби вторым способом:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 16. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 17. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 18. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 19. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 20. Запишите в виде дроби следующий рисунок:
    [​IMG]
    Показать решение
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  17. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Задание 21. Изобразите в виде рисунка следующую дробь:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 22. Изобразите в виде рисунка следующую дробь:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 23. Изобразите в виде рисунка следующую дробь:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 24. Изобразите в виде рисунка следующую дробь:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 25. Изобразите в виде рисунка следующую дробь:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 26. Изобразите в виде рисунка следующую дробь:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 27. Изобразите в виде рисунка следующую дробь:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 28. Изобразите в виде рисунка следующую дробь:
    [​IMG]
    Показать решение
    Задание 29. Изобразите в виде рисунка следующую дробь:
    [​IMG]
    Показать решение
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  18. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    ействия с дробями


    Дроби можно складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой. В принципе всё что можно делать с обычными числами, можно делать и с дробями.

    Содержание урока


    Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
    Сложение дробей бывает двух видов:

    1. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями;
    2. Сложение дробей с разными знаменателями.
    Сначала изýчим сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Тут всё просто. Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения.

    Например, слóжим дроби [​IMG] и [​IMG]. Складываем числители, а знаменатель оставляем без изменения:

    [​IMG]

    Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццу, которая разделена на четыре части. Если к [​IMG] пиццы прибавить [​IMG] пиццы, то получится [​IMG] пиццы:

    [​IMG]

    Пример 2. Сложить дроби [​IMG] и [​IMG] .

    Опять же складываем числители, а знаменатель оставляем без изменения:

    [​IMG]

    В ответе получилась неправильная дробь [​IMG]. Если наступает конец задачи, то от неправильных дробей принято избавляться. Чтобы избавится от неправильной дроби, нужно выделить в ней целую часть. В нашем случае целая часть выделяется легко — два разделить на два будет один:

    [​IMG]

    Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццу, которая разделена на две части. Если к [​IMG] пиццы прибавить еще [​IMG] пиццы, то получится одна целая пицца:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  19. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Пример 3. Сложить дроби [​IMG] и [​IMG] .

    Опять же складываем числители, а знаменатель оставляем без изменения:

    [​IMG]

    Этот пример можно легко понять, если вспомнить про пиццу, которая разделена на три части. Если к [​IMG] пиццы прибавить ещё [​IMG] пиццы, то получится [​IMG] пиццы:

    [​IMG]

    Пример 4. Найти значение выражения [​IMG]

    Этот пример решается точно также, как и предыдущие. Числители необходимо сложить, а знаменатель оставить без изменения:

    [​IMG]

    Попробуем изобразить наше решение с помощью рисунка. Если к [​IMG] пиццы прибавить [​IMG] пиццы и ещё прибавить [​IMG] пиццы, то получится 1 целая и ещё [​IMG] пиццы.

    [​IMG]

    Как видите в сложении дробей с одинаковыми знаменателями нет ничего сложного. Достаточно понимать следующие правила:

    1. Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения;
    2. Если в ответе получилась неправильная дробь, то нужно выделить в ней целую часть.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  20. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.002
    Антипатии:
    239
    Сложение дробей с разными знаменателями
    Теперь научимся складывать дроби с разными знаменателями. Когда складывают дроби, знаменатели этих дробей должны быть одинаковыми. Но одинаковыми они бывают не всегда.

    Например, дроби [​IMG] и [​IMG] сложить можно, поскольку у них одинаковые знаменатели.

    А вот дроби [​IMG] и [​IMG] сразу сложить нельзя, поскольку у этих дробей разные знаменатели. В таких случаях дроби нужно приводить к одинаковому (общему) знаменателю.

    Существует несколько способов приведения дробей к одинаковому знаменателю. Сегодня мы рассмотрим только один из них, поскольку остальные способы могут показаться сложными для начинающего.

    Суть этого способа заключается в том, что сначала ищется наименьшее общее кратное (НОК) знаменателей обеих дробей. Затем НОК делят на знаменатель первой дроби и получают первый дополнительный множитель. Аналогично поступают и со второй дробью — НОК делят на знаменатель второй дроби и получают второй дополнительный множитель.

    Затем числители и знаменатели дробей умножаются на свои дополнительные множители. В результате этих действий, дроби у которых были разные знаменатели, обращаются в дроби, у которых одинаковые знаменатели. А как складывать такие дроби мы уже знаем.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00