1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше...

Математика для чайников

Тема в разделе "Статьи", создана пользователем Денчик, 20 авг 2024.

Темы в которых сейчас ответили
Полли 15 лет соль а-пвп. с 11... Последнее сообщение Viktoriia, 13 окт 2024 в 11:19
Артемий 3.0 Последнее сообщение Irina23, 13 окт 2024 в 11:15
Помогите спасти сына, готов к... Последнее сообщение Pin, 13 окт 2024 в 11:01
Между первой и второй- Антон. М Последнее сообщение TailyFox, 13 окт 2024 в 10:56
Руслан бросаю апвп и марихуану Последнее сообщение Руся совер, 13 окт 2024 в 10:48
Владимир. Борьба с зависимостями Последнее сообщение вовина жена, 13 окт 2024 в 10:28
Артем Zhid Бросаю употребление... Последнее сообщение Артем Zhid, 13 окт 2024 в 10:14
Серёга. Бросаю бухать и торчать Последнее сообщение Masja, 13 окт 2024 в 09:19
View Users: View Users
  1. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Задания для самостоятельного решения
    Задание 1. Найдите 20% от числа 200
    Показать решение
    Задание 2. Найдите 34% от числа 1050
    Показать решение
    Задание 3. Найдите 25% от числа 80
    Показать решение
    Задание 4. Найдите 185% от числа 1,5
    Показать решение
    Задание 5. Найдите 150% от числа 1150
    Показать решение
    Задание 6. Представьте выражение 15% в виде обыкновенной дроби
    Показать решение
    Задание 7. Представьте выражение 25% в виде обыкновенной дроби
    Показать решение
    Задание 8. Представьте выражение 125% в виде обыкновенной дроби
    Показать решение
    Задание 9. Число 12 это 60% от какого-то числа. Найдите это число.
    Показать решение
    Задание 10. Число 40 это 20% от какого-то числа. Найдите это число.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  2. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Отрицательные числа


    Отрицательные числа — это числа со знаком минус (−), например −1, −2, −3. Читается как: минус один, минус два, минус три.

    Примером применения отрицательных чисел является термометр, показывающий температуру тела, воздуха, почвы или воды. В зимнее время, когда на улице очень холодно, температура бывает отрицательной (или как говорят в народе «минусовой»).

    Например, −10 градусов холода:

    [​IMG]

    Обычные же числа, которые мы рассматривали ранее такие как 1, 2, 3 называют положительными. Положительные числа — это числа со знаком плюс (+).

    При записи положительных чисел знак + не записывают, поэтому мы и видим привычные для нас числа 1, 2, 3. Но следует иметь ввиду, что эти положительные числа выглядят так: +1, +2, +3.

    Содержание урока


    Координатная прямая
    Координатная прямая это прямая линия, на которой располагаются все числа: и отрицательные и положительные. Выглядит следующим образом:

    [​IMG]

    Здесь показаны только числа от −5 до 5. На самом деле координатная прямая бесконечна. На рисунке представлен лишь её небольшой фрагмент.

    Числа на координатной прямой отмечают в виде точек. На рисунке жирная чёрная точка является началом отсчёта. Начало отсчёта начинается с нуля. Слева от начала отсчёта отмечают отрицательные числа, а справа — положительные.

    Координатная прямая продолжается бесконечно по обе стороны. Бесконечность в математике обозначается символом ∞. Отрицательное направление будет обозначаться символом −∞, а положительное символом +∞. Тогда можно сказать, что на координатной прямой располагаются все числа от минус бесконечности до плюс бесконечности:

    (−∞; +∞)

    Каждая точка на координатной прямой имеет своё имя и координату. Имя — это любая латинская буква. Координата — это число, которое показывает положение точки на этой прямой. Проще говоря, координата это то самое число, которое мы хотим отметить на координатной прямой.

    Например, точка А(2) читается как «точка А с координатой 2« и будет обозначаться на координатной прямой следующим образом:

    [​IMG]

    Здесь A — это имя точки, 2 — координата точки A.

    Пример 2. Точка B(4) читается как «точка B с координатой 4« и будет обозначаться на координатной прямой так:

    [​IMG]

    Здесь B — это имя точки, 4 — координата точки B.

    Пример 3. Точка M(−3) читается как «точка M с координатой минус три» и будет обозначаться на координатной прямой так:

    [​IMG]

    Здесь M — это имя точки, −3 — координата точки M.

    Точки можно обозначать любыми буквами. Но общепринято обозначать их большими латинскими буквами. Более того, начало отчёта, которое по другому называют началом координат принято обозначать большой латинской буквой O

    [​IMG]



    Легко заметить, что отрицательные числа лежат левее относительно начала отсчёта, а положительные числа правее.

    Существуют такие словосочетания как «чем левее, тем меньше» и «чем правее, тем больше». Наверное, вы уже догадались о чём идёт речь. При каждом шаге влево число будет уменьшаться в меньшую сторону. И при каждом шаге вправо число будет увеличиваться. Стрелка, направленная вправо, указывает на положительное направление отсчёта.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  3. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Отрицательные числа


    Отрицательные числа — это числа со знаком минус (−), например −1, −2, −3. Читается как: минус один, минус два, минус три.

    Примером применения отрицательных чисел является термометр, показывающий температуру тела, воздуха, почвы или воды. В зимнее время, когда на улице очень холодно, температура бывает отрицательной (или как говорят в народе «минусовой»).

    Например, −10 градусов холода:

    [​IMG]

    Обычные же числа, которые мы рассматривали ранее такие как 1, 2, 3 называют положительными. Положительные числа — это числа со знаком плюс (+).

    При записи положительных чисел знак + не записывают, поэтому мы и видим привычные для нас числа 1, 2, 3. Но следует иметь ввиду, что эти положительные числа выглядят так: +1, +2, +3.

    Содержание урока


    Координатная прямая
    Координатная прямая это прямая линия, на которой располагаются все числа: и отрицательные и положительные. Выглядит следующим образом:

    [​IMG]

    Здесь показаны только числа от −5 до 5. На самом деле координатная прямая бесконечна. На рисунке представлен лишь её небольшой фрагмент.

    Числа на координатной прямой отмечают в виде точек. На рисунке жирная чёрная точка является началом отсчёта. Начало отсчёта начинается с нуля. Слева от начала отсчёта отмечают отрицательные числа, а справа — положительные.

    Координатная прямая продолжается бесконечно по обе стороны. Бесконечность в математике обозначается символом ∞. Отрицательное направление будет обозначаться символом −∞, а положительное символом +∞. Тогда можно сказать, что на координатной прямой располагаются все числа от минус бесконечности до плюс бесконечности:

    (−∞; +∞)

    Каждая точка на координатной прямой имеет своё имя и координату. Имя — это любая латинская буква. Координата — это число, которое показывает положение точки на этой прямой. Проще говоря, координата это то самое число, которое мы хотим отметить на координатной прямой.

    Например, точка А(2) читается как «точка А с координатой 2« и будет обозначаться на координатной прямой следующим образом:

    [​IMG]

    Здесь A — это имя точки, 2 — координата точки A.

    Пример 2. Точка B(4) читается как «точка B с координатой 4« и будет обозначаться на координатной прямой так:

    [​IMG]

    Здесь B — это имя точки, 4 — координата точки B.

    Пример 3. Точка M(−3) читается как «точка M с координатой минус три» и будет обозначаться на координатной прямой так:

    [​IMG]

    Здесь M — это имя точки, −3 — координата точки M.

    Точки можно обозначать любыми буквами. Но общепринято обозначать их большими латинскими буквами. Более того, начало отчёта, которое по другому называют началом координат принято обозначать большой латинской буквой O

    [​IMG]



    Легко заметить, что отрицательные числа лежат левее относительно начала отсчёта, а положительные числа правее.

    Существуют такие словосочетания как «чем левее, тем меньше» и «чем правее, тем больше». Наверное, вы уже догадались о чём идёт речь. При каждом шаге влево число будет уменьшаться в меньшую сторону. И при каждом шаге вправо число будет увеличиваться. Стрелка, направленная вправо, указывает на положительное направление отсчёта.

    Сравнение отрицательных и положительных чисел
    Правило 1. Любое отрицательное число меньше любого положительного числа.

    Например, сравним два числа: −5 и 3. Минус пять меньше, чем три, несмотря на то, что пятёрка бросается в глаза в первую очередь, как цифра большая, чем три.

    Связано это с тем, что −5 является отрицательным числом, а 3 — положительным. На координатной прямой можно увидеть, где располагаются числа −5 и 3

    [​IMG]

    Видно, что −5 лежит левее, а 3 правее. А мы говорили, что «чем левее, тем меньше». И правило говорит, что любое отрицательное число меньше любого положительного числа. Отсюда следует, что

    −5 < 3

    «Минус пять меньше, чем три»

    Правило 2. Из двух отрицательных чисел меньше то, которое располагается левее на координатной прямой.

    Например, сравним числа −4 и −1. Минус четыре меньше, чем минус единица.

    Связано это опять же с тем, что на координатной прямой −4 располагается левее, чем −1

    [​IMG]

    Видно, что −4 лежит левее, а −1 правее. А мы говорили, что «чем левее, тем меньше». И правило говорит, что из двух отрицательных чисел меньше то, которое располагается левее на координатной прямой. Отсюда следует, что

    −4 < −1

    Минус четыре меньше, чем минус единица

    Правило 3. Ноль больше любого отрицательного числа.

    Например, сравним 0 и −3. Ноль больше, чем минус три. Связано это с тем, что на координатной прямой 0 располагается правее, чем −3

    [​IMG]

    Видно, что 0 лежит правее, а −3 левее. А мы говорили, что «чем правее, тем больше». И правило говорит, что ноль больше любого отрицательного числа. Отсюда следует, что

    0 > −3

    Ноль больше, чем минус три

    Правило 4. Ноль меньше любого положительного числа.

    Например, сравним 0 и 4. Ноль меньше, чем 4. Это в принципе ясно и так. Но мы попробуем увидеть это воочию, опять же на координатной прямой:

    [​IMG]

    Видно, что на координатной прямой 0 располагается левее, а 4 правее. А мы говорили, что «чем левее, тем меньше». И правило говорит, что ноль меньше любого положительного числа. Отсюда следует, что

    0 < 4

    Ноль меньше, чем четыре
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  4. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Модуль числа


    Мóдуль числá a — это расстояние от начала координат до точки А(a).

    Чтобы понять это определение, подставим вместо переменной a любое число, например 3, и снова прочитаем его:

    Мóдуль числá 3 — это расстояние от начала координат до точки А(3).

    То есть модуль это ни что иное как обычное расстояние. Давайте попробуем увидеть расстояние от начала координат до точки А(3)

    [​IMG]

    Расстояние от начала координат до точки А(3) составляет 3 (три единицы или три шага).

    Модуль числа обозначает двумя вертикальными линиями, например:

    Модуль числа 3 обозначается так: |3|

    Модуль числа 4 обозначается так: |4|

    Модуль числа 5 обозначается так: |5|

    Мы искали модуль числа 3 и выяснили, что он равен 3. Так и записываем:

    |3| = 3

    Читается как «Модуль числа три равен три»

    Теперь попробуем найти модуль числа −3. Опять же возвращаемся к определению и подставляем в него число −3. Только вместо точки A используем новую точку B. Точку A мы уже использовали в первом примере.

    Модулем числа −3 называют расстояние от начала координат до точки B(−3).

    Расстояние от одного пункта до другого не может быть отрицательным. Модуль это тоже расстояние, поэтому тоже не может быть отрицательным.

    Модуль числа −3 равен 3. Расстояние от начала координат до точки B(−3) равно трём единицам:

    [​IMG]

    |−3| = 3

    Читается как «Модуль числа минус три равен три»

    Модуль числа 0 равен 0, так как точка с координатой 0 совпадает с началом координат. То есть расстояние от начала координат до точки O(0) равно нулю:

    [​IMG]

    |0| = 0

    «Модуль нуля равен нулю»

    Сделаем выводы:

    • Модуль числа не может быть отрицательным;
    • Для положительного числа и нуля модуль равен самомý числу, а для отрицательного – противоположному числу;
    • Противоположные числа имеют равные модули.
    Противоположные числа
    Числа, отличающиеся только знаками называют противоположными.

    Например, числа −2 и 2 являются противоположными. Они отличаются только знаками. У числá −2 знак минуса, а у числá 2 знак плюса, но мы его не видим, поскольку плюс как говорилось ранее, не записывают.

    Еще примеры противоположных чисел:

    −1 и 1

    −3 и 3

    −5 и 5

    −9 и 9

    Противоположные числа имеют равные модули. Например, найдём модули чисел −3 и 3

    |−3| и |3|

    3 = 3

    [​IMG]

    На рисунке видно, что расстояние от начала координат до точек A(−3) и B(3) одинаково равно трём шагам.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  5. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    это уже поинтереснее, множества используются и в высшей математике, и в теории вероятностей

    Что такое множество?



    Множество — это набор каких-либо объектов. Объекты, из которых состоит множество, называются элементами этого множества.

    Например: множество школьников, множество машин, множество чисел.

    В математике множество рассматривается намного шире. Мы не будем сильно углубляться в эту тему, поскольку она относится к высшей математике и на первых порах может создавать трудности для обучения. Мы рассмотрим только ту часть темы, с которой уже имели дело.

    Содержание урока


    Обозначения
    Множество чаще всего обозначают заглавными буквами латинского алфавита, а его элементы — строчными. При этом элементы заключаются в фигурные скобки.

    Например, если наших друзей зовут Том, Джон и Лео, то мы можем задать множество друзей, элементами которого будут Том, Джон и Лео.

    Обозначим множество наших друзей через заглавную латинскую букву F (friends), затем поставим знак равенства и в фигурных скобках перечислим наших друзей:

    F = { Том, Джон, Лео }

    Пример 2. Запишем множество делителей числа 6.

    Обозначим через любую заглавную латинскую букву данное множество, например, через букву D

    D

    затем поставим знак равенства и в фигурных скобках перечислим элементы данного множества, то есть перечислим делители числа 6

    D = { 1, 2, 3, 6 }

    Если какой-то элемент принадлежит заданному множеству, то эта принадлежность указывается с помощью знака принадлежности ∈. К примеру, делитель 2 принадлежит множеству делителей числа 6 (множеству D). Записывается это так:

    2 ∈ D

    Читается как «2 принадлежит множеству делителей числа 6»

    Если какой-то элемент не принадлежит заданному множеству, то эта не принадлежность указывается с помощью зачёркнутого знака принадлежности . К примеру, делитель 5 не принадлежит множеству D. Записывается это так:

    5 ∉ D

    Читается как «5 не принадлежит множеству делителей числа

    Кроме того, множество можно записывать прямым перечислением элементов, без заглавных букв. Это может быть удобным, если множество состоит из небольшого количества элементов. Например, зададим множество из одного элемента. Пусть этим элементом будет наш друг Том:

    { Том }

    Зададим множество, которое состоит из одного числа 2

    { 2 }

    Зададим множество, которое состоит из двух чисел: 2 и 5

    { 2, 5 }

    Множество натуральных чисел
    Это первое множество с которым мы начали работать. Натуральными числами называют числа 1, 2, 3 и т.д.

    Натуральные числа появились из-за потребности людей сосчитать те иные объекты. Например, посчитать количество кур, коров, лошадей. Натуральные числа возникают естественным образом при счёте.

    В прошлых уроках, когда мы употребляли слово «число», чаще всего подразумевалось именно натуральное число.

    В математике множество натуральных чисел обозначается заглавной латинской буквой N.

    Например, укажем, что число 1 принадлежит множеству натуральных чисел. Для этого записываем число 1, затем с помощью знака принадлежности ∈ указываем, что единица принадлежит множеству N

    1 ∈ N

    Читается как: «единица принадлежит множеству натуральных чисел»

    Множество целых чисел
    Множество целых чисел включает в себя все положительные и отрицательные числа, а также число 0.

    Множество целых чисел обозначается заглавной латинской буквой Z.

    Укажем, к примеру, что число −5 принадлежит множеству целых чисел:

    −5 ∈ Z

    Укажем, что 10 принадлежит множеству целых чисел:

    10 ∈ Z

    Укажем, что 0 принадлежит множеству целых чисел:

    0 ∈ Z

    В будущем все положительные и отрицательные числа мы будем называть одним словосочетанием — целые числа.

    Множество рациональных чисел
    Рациональные числа, это те самые обыкновенные дроби, которые мы изучаем по сей день.

    Рациональное число — это число, которое может быть представлено в виде дроби [​IMG] , где a — числитель дроби, b — знаменатель.

    В роли числителя и знаменателя могут быть любые числа, в том числе и целые (за исключением нуля, поскольку на нуль делить нельзя).

    Например, представим, что вместо a стоит число 10, а вместо b — число 2

    [​IMG]

    10 разделить на 2 равно 5. Видим, что число 5 может быть представлено в виде дроби [​IMG], а значит число 5 входит во множество рациональных чисел.

    Легко заметить, что число 5 также относится и ко множеству целых чисел. Стало быть множество целых чисел входит во множество рациональных чисел. А значит, во множество рациональных чисел входят не только обыкновенные дроби, но и целые числа вида −2, −1, 0, 1, 2.

    Теперь представим, что вместо a стоит число 12, а вместо b — число 5.

    [​IMG]

    12 разделить на 5 равно 2,4. Видим, что десятичная дробь 2,4 может быть представлена в виде дроби [​IMG], а значит она входит во множество рациональных чисел. Отсюда делаем вывод, что во множество рациональных чисел входят не только обыкновенные дроби и целые числа, но и десятичные дроби.

    Мы вычислили дробь [​IMG] и получили ответ 2,4. Но мы могли бы выделить в этой дроби целую часть:

    [​IMG]

    При выделении целой части в дроби [​IMG], получается смешанное число [​IMG] . Видим, что смешанное число [​IMG] тоже может быть представлено в виде дроби [​IMG]. Значит во множество рациональных чисел входят и смешанные числа.

    В итоге мы приходим к выводу, что множество рациональных чисел содержат в себе:

    • целые числа
    • обыкновенные дроби
    • десятичные дроби
    • смешанные числа
    Множество рациональных чисел обозначается заглавной латинской буквой Q.

    Например укажем, что дробь [​IMG] принадлежит множеству рациональных чисел. Для этого записываем саму дробь [​IMG], затем с помощью знака принадлежности ∈ указываем, что дробь [​IMG] принадлежит множеству рациональных чисел:

    [​IMG]Q

    Укажем, что десятичная дробь 4,5 принадлежит множеству рациональных чисел:

    4,5 ∈ Q

    Укажем, что смешанное число [​IMG] принадлежит множеству рациональных чисел:

    [​IMG]Q

    Вводный урок по множествам завершён. В будущем мы рассмотрим множества намного лучше, а пока рассмотренного в данном уроке будет достаточно.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  6. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Рациональные числа


    Тема рациональных чисел достаточно обширна. О ней можно говорить бесконечно и писать целые труды, каждый раз удивляясь новым фишкам.

    Чтобы не допускать в будущем ошибок, в данном уроке мы немного углубимся в тему рациональных чисел, почерпнём из неё необходимые сведения и двинемся дальше.

    Содержание урока


    Что такое рациональное число
    Рациональное число — это число, которое может быть представлено в виде дроби [​IMG] , где a — это числитель дроби, b — знаменатель дроби. Причем b не должно быть нулём, поскольку деление на ноль не допускается.

    К рациональным числам относятся следующие категории чисел:

    • целые числа (например −2, −1, 0 1, 2 и т.д.)
    • обыкновенные дроби (например [​IMG], [​IMG], [​IMG] и т.п.)
    • смешанные числа (например [​IMG], [​IMG], [​IMG] и т.п.)
    • десятичные дроби (например 0,2 и т.п.)
    • бесконечные периодические дроби (например 0,(3) и т.п.)
    Каждое число из этой категории может быть представлено в виде дроби [​IMG] .

    Примеры:

    Пример 1. Целое число 2 может быть представлено в виде дроби [​IMG] . Значит число 2 относится не только к целым числам, но и к рациональным.

    Пример 2. Смешанное число [​IMG] может быть представлено в виде дроби [​IMG]. Данная дробь получается путём перевода смешанного числа в неправильную дробь

    [​IMG]

    Значит смешанное число [​IMG] относится к рациональным числам.

    Пример 3. Десятичная дробь 0,2 может быть представлена в виде дроби [​IMG] . Данная дробь получилась путём перевода десятичной дроби 0,2 в обыкновенную дробь. Если испытываете затруднения на этом моменте, повторите тему десятичных дробей.

    Поскольку десятичная дробь 0,2 может быть представлена в виде дроби [​IMG] , значит она тоже относится к рациональным числам.

    Пример 4. Бесконечная периодическая дробь 0, (3) может быть представлена в виде дроби [​IMG]. Данная дробь получается путём перевода чистой периодической дроби в обыкновенную дробь. Если испытываете затруднения на этом моменте, повторите тему периодические дроби.

    Поскольку бесконечная периодическая дробь 0, (3) может быть представлена в виде дроби [​IMG] , значит она тоже относится к рациональным числам.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  7. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    В дальнейшем, все числа которые можно представить в виде дроби, мы всё чаще будем называть одним словосочетанием — рациональные числа.

    Рациональные числа на координатной прямой
    Координатную прямую мы рассматривали, когда изучали отрицательные числа. Напомним, что это прямая линия на которой лежат множество чисел. Выглядит следующим образом:

    [​IMG]

    На этом рисунке приведен небольшой фрагмент координатной прямой от −5 до 5.

    Отметить на координатной прямой целые числа вида 2, 0, −3 не составляет особого труда.

    Намного интереснее дела обстоят с остальными числами: с обыкновенными дробями, смешанными числами, десятичными дробями и т.д. Эти числа лежат между целыми числами и этих чисел бесконечно много.

    Например, отметим на координатной прямой рациональное число [​IMG] . Данное число располагается ровно между нулём и единицей

    [​IMG]

    Попробуем понять, почему дробь [​IMG] вдруг расположилась между нулём и единицей.

    Как уже говорилось выше, между целыми числами лежат остальные числа — обыкновенные дроби, десятичные дроби, смешанные числа и т.д. К примеру, если увеличить участок координатной прямой от 0 до 1, то можно увидеть следующую картину

    [​IMG]

    Видно, что между целыми числами 0 и 1 лежат уже другие рациональные числа, которые являются знакомыми для нас десятичными дробями. Здесь же видна наша дробь [​IMG], которая расположилась там же, где и десятичная дробь 0,5. Внимательное рассмотрение этого рисунка даёт ответ на вопрос почему дробь [​IMG] расположилась именно там.

    Дробь [​IMG] означает разделить 1 на 2. А если разделить 1 на 2, то мы получим 0,5

    [​IMG]

    Десятичную дробь 0,5 можно замаскировать и под другие дроби. Из основного свойства дроби мы знаем, что если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то значение дроби не изменится.

    Если числитель и знаменатель дроби [​IMG] умножить на любое число, например на число 4, то мы получим новую дробь [​IMG], а эта дробь также как и [​IMG] равна 0,5

    [​IMG]

    А значит на координатной прямой дробь [​IMG] можно расположить там же, где и располагалась дробь [​IMG]

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  8. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 2. Попробуем отметить на координатной рациональное число [​IMG]. Данное число располагается ровно между числами 1 и 2

    [​IMG]

    Значение дроби [​IMG] равно 1,5

    [​IMG]

    Если увеличить участок координатной прямой от 1 до 2, то мы увидим следующую картину:

    [​IMG]

    Видно, что между целыми числами 1 и 2 лежат уже другие рациональные числа, которые являются знакомыми для нас десятичными дробями. Здесь же видна наша дробь [​IMG], которая расположилась там же, где и десятичная дробь 1,5.

    Мы увеличивали определенные отрезки на координатной прямой, чтобы увидеть остальные числа, лежащие на этом отрезке. В результате, мы обнаруживали десятичные дроби, которые имели после запятой одну цифру.

    Но это были не единственные числа, лежащие на этих отрезках. Чисел, лежащих на координатной прямой бесконечно много.

    Нетрудно догадаться, что между десятичными дробями, имеющими после запятой одну цифру, лежат уже другие десятичные дроби, имеющие после запятой две цифры. Другими словами, сотые части отрезка.

    К примеру, попробуем увидеть числа, которые лежат между десятичными дробями 0,1 и 0,2

    [​IMG]

    Ещё пример. Десятичные дроби, имеющие две цифры после запятой и лежащие между нулём и рациональным числом 0,1 выглядят так:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  9. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 3. Отметим на координатной прямой рациональное число [​IMG]. Данное рациональное число будет располагаться очень близко к нулю

    [​IMG]

    Значение дроби [​IMG] равно 0,02

    [​IMG]

    Если мы увеличим отрезок от 0 до 0,1 то увидим где точно расположилось рациональное число [​IMG]

    [​IMG]

    Видно, что наше рациональное число [​IMG] расположилось там же, где и десятичная дробь 0,02.

    Пример 4. Отметим на координатной прямой рациональное число 0, (3)

    Рациональное число 0, (3) является бесконечной периодической дробью. Его дробная часть никогда не заканчивается, она бесконечная

    0,33333….и так далее до бесконечности..

    И поскольку у числа 0,(3) дробная часть является бесконечной, это означает, что мы не сможем найти точное место на координатной прямой, где это число располагается. Мы можем лишь указать это место приблизительно.

    Рациональное число 0,33333… будет располагаться очень близко к обычной десятичной дроби 0,3

    [​IMG]

    Данный рисунок не показывает точное место расположения числа 0,(3). Это лишь иллюстрация, показывающая как близко может располагаться периодическая дробь 0,(3) к обычной десятичной дроби 0,3.

    Пример 5. Отметим на координатной прямой рациональное число [​IMG] . Данное рациональное число будет располагаться посередине между числами 2 и 3

    [​IMG]

    [​IMG] это есть 2 (две целых) и [​IMG] (одна вторая). Дробь [​IMG] по другому ещё называют «половиной». Поэтому мы отметили на координатной прямой два целых отрезка и ещё половину отрезка.

    Если перевести смешанное число [​IMG] в неправильную дробь, то получим обыкновенную дробь [​IMG] . Эта дробь на координатной прямой будет располагаться там же, где и дробь [​IMG]

    [​IMG]

    Значение дроби [​IMG] равно 2,5

    [​IMG]

    Если увеличить участок координатной прямой от 2 до 3, то мы увидим следующую картину:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  10. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Минус перед рациональным числом
    В предыдущем уроке, который назвался умножение и деление целых чисел мы научились делить целые числа. В роли делимого и делителя могли стоять как положительные, так и отрицательные числа.

    Рассмотрим простейшее выражение

    (−6) : 2 = −3

    В данном выражении делимое (−6) является отрицательным числом.

    Теперь рассмотрим второе выражение

    6 : (−2) = −3

    Здесь уже отрицательным числом является делитель (−2). Но в обоих случаях мы получаем один и тот же ответ −3.

    Учитывая, что любое деление можно записать в виде дроби, мы можем рассмотренные выше примеры также записать в виде дроби:

    [​IMG]

    [​IMG]

    А поскольку в обоих случаях значение дроби одинаково, минус стоящий либо в числителе либо в знаменателе можно сделать общим, поставив его перед дробью

    [​IMG]

    [​IMG]

    Поэтому между выражениями [​IMG] и [​IMG] и [​IMG] можно поставить знак равенства, потому что они несут одно и то же значение

    [​IMG]

    В дальнейшем работая с дробями, если минус будет нам встречаться в числителе или в знаменателе, мы будем делать этот минус общим, ставя его перед дробью.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  11. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Противоположные рациональные числа
    Как и целое число, рациональное число имеет своё противоположное число.

    Например, для рационального числа [​IMG] противоположным числом является [​IMG] . Располагается оно на координатной прямой симметрично расположению [​IMG] относительно начала координат. Другими словами, оба этих числа равноудалены от начала координат

    [​IMG]

    Перевод смешанных чисел в неправильные дроби
    Мы знаем что для того, чтобы перевести смешанное число в неправильную дробь, нужно целую часть умножить на знаменатель дробной части и прибавить к числителю дробной части. Полученное число будет числителем новой дроби, а знаменатель остаётся прежним..

    Например, переведём смешанное число [​IMG] в неправильную дробь

    Умножим целую часть на знаменатель дробной части и прибавим числитель дробной части:

    (2 × 2) + 1

    Вычислим данное выражение:

    (2 × 2) + 1 = 4 + 1 = 5

    Полученное число 5 будет числителем новой дроби, а знаменатель останется прежним:

    [​IMG]

    Полностью данная процедура записывается следующим образом:

    [​IMG]

    Чтобы вернуть изначальное смешанное число, достаточно выделить целую часть в дроби [​IMG]

    [​IMG]
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  12. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Но этот способ перевода смешанного числа в неправильную дробь применим только в том случае, если смешанное число является положительным. Для отрицательного числа данный способ не сработает.

    Рассмотрим дробь [​IMG] . Выделим в этой дроби целую часть. Получим [​IMG]

    [​IMG]

    Чтобы вернуть изначальную дробь [​IMG] нужно перевести смешанное число [​IMG] в неправильную дробь. Но если мы воспользуемся старым правилом, а именно умножим целую часть на знаменатель дробной части и к полученному числу прибавим числитель дробной части, то получим следующее противоречие:

    [​IMG]

    Мы получили дробь [​IMG] , а должны были получить дробь [​IMG] .

    Делаем вывод, что смешанное число [​IMG] в неправильную дробь переведено неправильно:

    [​IMG]

    Чтобы правильно перевести отрицательное смешанное число в неправильную дробь, нужно целую часть умножить на знаменатель дробной части, и из полученного числа вычесть числитель дробной части. В этом случае у нас всё встанет на свои места

    [​IMG]

    Отрицательное смешанное число [​IMG] является противоположным для смешанного числа [​IMG] . Если положительное смешанное число [​IMG] располагается в правой части и выглядит так

    [​IMG]

    то отрицательное смешанное число [​IMG] будет располагаться в левой части симметрично [​IMG] относительное начала координат

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  13. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    И если [​IMG] читается как «две целых и одна вторая», то [​IMG] читается как «минус две целых и минус одна вторая». Поскольку числа −2 и [​IMG] располагаются в левой части координатной прямой — они оба являются отрицательными.

    Любое смешанное число можно записать в развёрнутом виде. Положительное смешанное число [​IMG] в развёрнутом виде записывается как [​IMG].

    А отрицательное смешанное число [​IMG] записывается как [​IMG]

    Теперь мы можем понять, почему смешанное число [​IMG] расположилось в левой части координатной прямой. Минус перед двойкой указывает, что мы сдвинулись от нуля на два шага влево, в результате оказались в точке, где находится число −2

    [​IMG]

    Затем, начиная от числа −2 сдвинулись ещё влево на [​IMG] шага. А поскольку значение [​IMG] равно −0,5 то наш шаг будет половиной от полного шага.

    [​IMG]

    В итоге, мы окажемся посередине между числами −3 и −2

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  14. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 2. Выделить в неправильной дроби [​IMG] целую часть, затем полученное смешанное число обратно перевести в неправильную дробь

    Выполним первую часть задания, а именно выделим в неправильной дроби [​IMG] целую часть

    [​IMG]

    Выполним вторую часть задания, а именно переведём полученное смешанное число [​IMG] в неправильную дробь. Для этого умножим целую часть на знаменатель дробной части и из полученного числа вычтем числитель дробной части:

    [​IMG]

    Если нет желания путаться и привыкать к новому правилу, то можно смешанное число заключить в скобки, а минус оставить за скобкой. Тогда можно будет применить старое доброе правило: умножить целую часть на знаменатель дробной части и к полученному числу прибавить числитель дробной части.

    Выполним предыдущее задание этим способом, а именно переведём смешанное число [​IMG] в неправильную дробь

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  15. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Сложение и вычитание рациональных чисел


    В данном уроке рассматривается сложение и вычитание рациональных чисел. Тема относится к категории сложных. Здесь необходимо использовать весь арсенал полученных ранее знаний.

    Правила сложения и вычитания целых чисел справедливы и для рациональных чисел. Напомним, что рациональными называют числа, которые могут быть представлены в виде дроби [​IMG], где a – это числитель дроби, b – знаменатель дроби. При этом, b не должно быть нулём.

    В данном уроке дроби и смешанные числа мы всё чаще будем называть одним общим словосочетанием — рациональные числа.

    Навигация по уроку:




    Пример 1. Найти значение выражения: [​IMG]

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что плюс который дан в выражении, является знаком операции и не относится к дроби [​IMG]. У этой дроби свой знак плюса, который невидим по причине того, что его не записывают. Но мы запишем его для наглядности:

    [​IMG]

    Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Чтобы сложить рациональные числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший модуль, и перед полученным ответом поставить знак того рационального числа, модуль которого больше. А чтобы понять какой модуль больше, а какой меньше, нужно суметь сравнить модули этих дробей до их вычисления:

    [​IMG]

    Модуль рационального числа [​IMG] больше, чем модуль рационального числа [​IMG]. Поэтому мы из [​IMG] вычли [​IMG]. Получили ответ [​IMG]. Затем сократив эту дробь на 2, получили окончательный ответ [​IMG].

    Некоторые примитивные действия, такие как заключение чисел в скобки и проставление модулей, можно пропустить. Данный пример вполне можно записать покороче:

    [​IMG]

    Пример 2. Найти значение выражения: [​IMG]

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками. Учитываем, что минус, стоящий между рациональными числами [​IMG] и [​IMG] является знаком операции и не относится к дроби [​IMG]. У этой дроби свой знак плюса, который невидим по причине того, что его не записывают. Но мы запишем его для наглядности:

    [​IMG]

    Заменим вычитание сложением. Напомним, что для этого нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому:

    [​IMG]

    Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Чтобы сложить отрицательные рациональные числа, нужно сложить их модули и перед полученным ответом поставить минус:

    [​IMG]

    Запишем решение данного примера покороче:

    [​IMG]

    Примечание. Заключать в скобки каждое рациональное число вовсе необязательно. Делается это для удобства, чтобы хорошо видеть какие знаки имеют рациональные числа.
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  16. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 3. Найти значение выражения: [​IMG]

    В этом выражении у дробей разные знаменатели. Чтобы облегчить себе задачу, приведём эти дроби к общему знаменателю. Не будем подробно останавливаться на том как это сделать. Если испытываете с этим затруднения, обязательно повторите урок действия с дробями.

    После приведения дробей к общему знаменателю выражение примет следующий вид:

    [​IMG]

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе своими знаками:

    [​IMG]

    Это сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычитаем из большего модуля меньший модуль, и перед полученным ответом ставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

    [​IMG]

    Запишем решение данного примера покороче:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  17. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 5. Найти значение выражения: [​IMG]

    Представим целое число −1 в виде дроби [​IMG], а смешанное число [​IMG] переведём в неправильную дробь:

    [​IMG]

    Приведём данные дроби к общему знаменателю. После их приведения к общему знаменателю, они примут следующий вид:

    [​IMG]

    Заключим каждое рациональное число в скобки вместе со своими знаками:

    [​IMG]

    Получили сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычитаем из большего модуля меньший модуль, и перед полученным ответом ставим знак того рационального числа, модуль которого больше:

    [​IMG]

    Получили ответ [​IMG].

    Есть и второй способ решения. Он заключается в том, чтобы сложить отдельно целые части.

    Итак, вернёмся к изначальному выражению:

    [​IMG]

    Заключим каждое число в скобки. Для этого смешанное число [​IMG] временно развернём:

    [​IMG]

    Вычислим целые части:

    (−1) + (+2) = 1

    В главном выражении вместо (−1) + (+2) запишем полученную единицу:

    [​IMG]

    Полученное выражение [​IMG] свернём. Для этого запишем единицу и дробь [​IMG] вместе:

    [​IMG]

    Запишем решение этим способом покороче:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  18. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 9. Найти значение выражения [​IMG]

    Переведём смешанные числа в неправильные дроби:

    [​IMG]

    Заключим рациональное число [​IMG] в скобки вместе своим знаком. Рациональное число [​IMG] в скобки заключать не нужно, поскольку оно уже в скобках:

    [​IMG]

    Приведём данные дроби в общему знаменателю. После их приведения к общему знаменателю, они примут следующий вид:

    [​IMG]

    Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим модули этих чисел и перед полученным ответом поставим минус:

    [​IMG]

    Таким образом, значение выражения [​IMG] равно [​IMG]

    Теперь попробуем решить этот же пример вторым способом, а именно сложением целых и дробных частей по отдельности.

    В этот раз, в целях получения короткого решения, попробуем пропустить некоторые действия, такие как: запись смешанного числа в развёрнутом виде и замена вычитания сложением:

    [​IMG]

    Обратите внимание, что дробные части были приведены к общему знаменателю.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  19. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 12. Найти значение выражения [​IMG]

    Выражение состоит из нескольких рациональных чисел. Согласно порядку действий, в первую очередь необходимо выполнить действия в скобках.

    Сначала вычислим выражение [​IMG], затем выражение [​IMG] Полученные результаты слóжим .

    Первое действие:

    [​IMG]

    Второе действие:

    [​IMG]

    Третье действие:

    [​IMG]

    Ответ: значение выражения [​IMG] равно [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  20. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    6.905
    Симпатии:
    5.778
    Антипатии:
    239
    Пример 19. Найти значение выражения 7 − 9,3

    Заключим в скобки каждое число вместе со своими знаками

    (+7) − (+9,3)

    Заменим вычитание сложением

    (+7) + (−9,3)

    Получили сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычтем из большего модуля меньший модуль, и перед ответом поставим знак того числа, модуль которого больше:

    (+7) + (−9,3) = −(9,3 − 7) = −(2,3) = −2,3

    Таким образом, значение выражения 7 − 9,3 равно −2,3

    Запишем решение этого примера покороче:

    7 − 9,3 = −2,3

    Пример 20. Найти значение выражения −0,25 − (−1,2)

    Заменим вычитание сложением:

    −0,25 + (+1,2)

    Получили сложение рациональных чисел с разными знаками. Вычтем из большего модуля меньший модуль, и перед ответом поставим знак того числа, модуль которого больше:

    −0,25 + (+1,2) = 1,2 − 0,25 = 0,95

    Запишем решение этого примера покороче:

    −0,25 − (−1,2) = 0,95

    Пример 21. Найти значение выражения −3,5 + (4,1 − 7,1)

    Выполним действия в скобках, затем слóжим полученный ответ с числом −3,5

    Первое действие:

    4,1 − 7,1 = (+4,1) − (+7,1) = (+4,1) + (−7,1) = −(7,1 − 4,1) = −(3,0) = −3,0

    Второе действие:

    −3,5 + (−3,0) = −(3,5 + 3,0) = −(6,5) = −6,5

    Ответ: значение выражения −3,5 + (4,1 − 7,1) равно −6,5.

    Пример 22. Найти значение выражения (3,5 − 2,9) − (3,7 − 9,1)

    Выполним действия в скобках. Затем из числа, которое получилось в результате выполнения первых скобок, вычтем число, которое получилось в результате выполнения вторых скобок:

    Первое действие:

    3,5 − 2,9 = (+3,5) − (+2,9) = (+3,5) + (−2,9) = 3,5 − 2,9 = 0,6

    Второе действие:

    3,7 − 9,1 = (+3,7) − (+9,1) = (+3,7) + (−9,1) = −(9,1 − 3,7) = −(5,4) = −5,4

    Третье действие

    0,6 − (−5,4) = (+0,6) + (+5,4) = 0,6 + 5,4 = 6,0 = 6

    Ответ: значение выражения (3,5 − 2,9) − (3,7 − 9,1) равно 6.

    Пример 23. Найти значение выражения −3,8 + 17,15 − 6,2 − 6,15

    Заключим в скобки каждое рациональное число вместе со своими знаками

    (−3,8) + (+17,15) − (+6,2) − (+6,15)

    Заменим вычитание сложением там, где это можно:

    (−3,8) + (+17,15) + (−6,2) + (−6,15)

    Выражение состоит из нескольких слагаемых. Согласно сочетательному закону сложения, если выражение состоит из нескольких слагаемых, то сумма не будет зависеть от порядка действий. Это значит, что слагаемые можно складывать в любом порядке.

    Не будем изобретать велосипед, а слóжим все слагаемые слева направо в порядке их следования:

    Первое действие:

    (−3,8) + (+17,15) = 17,15 − 3,80 = 13,35

    Второе действие:

    13,35 + (−6,2) = 13,35 − 6,20 = 7,15

    Третье действие:

    7,15 + (−6,15) = 7,15 − 6,15 = 1,00 = 1

    Ответ: значение выражения −3,8 + 17,15 − 6,2 − 6,15 равно 1.

    Пример 24. Найти значение выражения [​IMG]

    Переведём десятичную дробь −1,8 в смешанное число. Остальное перепишем без изменения:

    [​IMG]

    Далее вычисляем данное выражение, применяя ранее изученные правила:

    [​IMG]

    Пример 25. Найти значение выражения [​IMG]

    Заменим вычитание сложением. Попутно переведём десятичную дробь (−4,4) в неправильную дробь

    [​IMG]

    В получившемся выражении нет отрицательных чисел. А поскольку нет отрицательных чисел, мы можем убрать плюс перед вторым числом, и убрать скобки. Тогда получим простое выражение на сложение, которое решается легко

    [​IMG]

    Пример 26. Найти значение выражения [​IMG]

    Переведём смешанное число [​IMG] в неправильную дробь, а десятичную дробь −0,85 в обыкновенную дробь. Получим следующее выражение:

    [​IMG]

    Получили сложение отрицательных рациональных чисел. Слóжим их модули и перед полученным ответом поставим минус:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00