1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше...

Математика для чайников

Тема в разделе "Статьи", создана пользователем Денчик, 20 авг 2024.

Темы в которых сейчас ответили
Влад. бросаю употребление наркоты Последнее сообщение Irina23, 21 ноя 2024 в 12:44
Конченный Некит. Скажите, что... Последнее сообщение Irina23, 21 ноя 2024 в 12:41
Руслан бросаю апвп и марихуану Последнее сообщение Янина мама Вадима, 21 ноя 2024 в 12:37
Девушка наркомана хочу лечиться Последнее сообщение Мать биомусооа, 21 ноя 2024 в 11:04
Натали. Бросаю пить. Последнее сообщение Яр_ослав, 21 ноя 2024 в 08:02
Помогите спасти сына, готов к... Последнее сообщение Pin, 21 ноя 2024 в 06:57
Артем Zhid Бросаю употребление... Последнее сообщение Артем Zhid, 20 ноя 2024 в 22:15
Артемий 3.0 Последнее сообщение Янина мама Вадима, 20 ноя 2024 в 21:42
View Users: View Users
  1. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задачи для самостоятельного решения
    Задача 1. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти 20 км, если скорость его равна 5 км/ч?
    Показать решение
    Задача 2. Из пункта А в пункт В велосипедист ехал 5 часов со скоростью 16 км/ч, а обратно он ехал по тому же пути со скоростью 10 км/ч. Сколько времени потратил велосипедист на обратный путь?
    Показать решение
    Задача 3. Велосипедист ехал 6 ч с некоторой скоростью. После того как он проехал ещё 11 км с той же скоростью, его путь стал равным 83 км. С какой скоростью ехал велосипедист?
    Показать решение
    Задача 4. Двигаясь против течения реки, расстояние в 72 км теплоход проходит за 4ч, а плот такое же расстояние проплывает за 36 ч. За сколько часов теплоход проплывет расстояние 110 км, если будет плыть по течению реки?
    Показать решение
    Задача 5. Из одного пункта одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста. Один из них ехал со скоростью 11 км/ч, а второй со скоростью 13 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?
    Показать решение
    Задача 6. От двух пристаней одновременно навстречу друг другу отошли два теплохода, и через 6 часов они встретились. Какое расстояние до встречи прошел каждый теплоход и какое расстояние между пристанями, если один теплоход шел со скоростью 21 км/ч, а другой — со скоростью 24 км/ч?
    Показать решение
    Задача 7. Одновременно из Москвы и Уфы вышли два поезда. Через 16 часов они встретились. Московский поезд шел со скоростью 51 км/ч. С какой скоростью шел поезд, вышедший из Уфы, если расстояние между Москвой и Уфой 1520 км? Какое расстояние было между поездами через 5 часов после их встречи?
    Показать решение
    Задача 8. Из одного пункта одновременно в противоположных направлениях отправились два автобуса. Скорость одного автобуса 48 км/ч, другого на 6 км/ч больше. Через сколько часов расстояние между автобусами будет равно 510 км?
    Показать решение
    Задача 9. Расстояние от Ростова-на-Дону до Москвы 1230 км. Из Москвы и Ростова навстречу друг другу вышли два поезда. Поезд из Москвы идет со скоростью 63 км/ч, а скорость ростовского поезда составляет [​IMG] скорости московского поезда. На каком расстоянии от Ростова встретятся поезда?
    Показать решение
    Задача 10. От двух пристаней, расстояние между которыми 75 км, навстречу друг другу одновременно отошли две моторные лодки. Одна шла со скоростью 16 км/ч, а скорость другой составляла 75% скорости первой лодки. Какое расстояние будет между лодками через 2 ч?
    Показать решение
    Задача 11. Легковая машина, скорость которой 62 км/ч, догоняет грузовую машину, скорость которой 47 км/ч. Через сколько времени и на каком расстоянии от начала движения легковая автомашина догонит грузовую, если первоначальное расстояние между ними было 60 км?
    Показать решение
    Задача 12. Из одного пункта в одном направлении одновременно выезжали два мотоциклиста. Скорость одного 35 км/ч, а скорость другого составляла 80% скорости первого мотоциклиста. Какое расстояние будет между ними через 5 часов?
    Показать решение
    Задача 13. Мотоциклист, скорость которого 43 км/ч, догоняет велосипедиста, скорость которого 13 км/ч. Через сколько часов мотоциклист догонит велосипедиста, если первоначальное расстояние между ними было 120 км?
    Показать решение
    Задача 14. Велосипедист, скорость которого 12 км/ч, догоняет велосипедиста, скорость которого составляет 75 % его скорости. Через 6 часов второй велосипедист догнал велосипедиста, ехавшего первым. Какое расстояние было между велосипедистами первоначально?
    Показать решение
    Задача 15. Автомобиль и автобус выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость автомобиля 53 км/ч, скорость автобуса 41 км/ч. Через сколько часов после выезда автомобиль будет впереди автобуса на 48 км?
    Показать решение
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  2. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Производительность


    Продолжаем изучать элементарные задачи по математике. Сегодня мы рассмотрим очень интересную физическую величину — производительность.

    Содержание урока


    Что такое сила?
    Сила — это физическое явление, способное изменять форму материальных тел, вызывать их движение, менять направление и скорость движения этих тел или приводить тело в состояние покоя.

    Примеры сил:

    • ребята слепили снеговика, а хулиганы его разрушили. Получается, что хулиганы приложили к снеговику свою силу, тем самым вызвали изменение формы снеговика;
    • на дворе стояла тележка. Прохожий случайно задел её и тележка сдвинулась с места. Получается, что прохожий применил силу к тележке и вызвал её движение;
    • далее тот же прохожий остановил тележку, чтобы она далеко не уехала. Получается, что прохожий применил силу, тем самым привел тележку в состояние покоя.
    Сила является физической величиной — мерой воздействия на тело других тел. Сила обозначается заглавной латинской буквой F.

    Что такое работа?
    Работа — это количественная мера действия силы на тело. Работа зависит от количества силы, приложенной на тело и от направления этой силы, а также от перемещения данного тела.

    Например, если мы попробуем сдвинуть шкаф с места и он сдвинется, то можно сказать, что мы совершили работу, поскольку сила, которую мы приложили, привела к тому, что шкаф совершил перемещение на некоторое расстояние.

    Если же мы, к примеру, попробуем толкнуть стену, то стена с места не сдвинется, а значит и работа не будет совершена, поскольку сила была приложена, но эта сила не вызвала никакого перемещения стены.

    Работа обозначается заглавной латинской буквой A.

    Производительность
    Производительностью называют работу, выполненную за единицу времени. Под единицей подразумевается 1 час, 1 минута или 1 секунда. Производительность обозначается латинской буквой v

    Рассмотрим следующий пример. Два пекаря пекли булочки. Первый пекарь испёк 40 булочек за 10 минут, а второй 15 булочек за 5 минут. Как узнать, кто из пекарей работал быстрее, первый или второй?

    Работал быстрее тот, кто за одну минуту выпекает больше булочек. Говорят, что у него производительность больше. Для нахождения производительности предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти производительность, надо выполненную работу разделить на время работы.

    Также, можно воспользоваться формулой:

    [​IMG]

    где v — производительность, A — выполненная работа, t — время работы.

    Вернемся к нашей задаче. Зная правило или формулу нахождения производительности, можно определить сколько булочек приходится на одну минуту.

    Найдём производительность первого пекаря. Разделим работу, которую он выполнил, на время которое он на нее затратил. Выполненная работа это количество испеченных им булочек, то есть 40, а время — 10 минут

    40 : 10 = 4 булочки в минуту

    Аналогично найдём производительность второго пекаря. Разделим 15 на 5

    15 : 5 = 3 булочки в минуту

    4 > 3

    Первый пекарь в минуту выпекает больше булочек чем второй, значит его производительность выше. Отсюда делаем вывод, что работает он быстрее второго пекаря.

    Также можно воспользоваться формулой нахождения производительности. В этом случае решение принимает следующий вид:

    [​IMG]

    Под буквой v можно делать метки, указывающие для кого/чего мы находим производительность.

    Задача 2. Тому нужно за 2 дня прочитать книгу, в которой 100 страниц. В первый день он читал 4 часа со скоростью 12 страниц в час. С какой скоростью ему надо читать оставшуюся часть книги, если у него есть на это 4 часа?

    Узнаем сколько страниц Том прочитал в первый день. Он читал 12 страниц в час. Чтению в первый день он посвятил 4 часа, поэтому для нахождения количества прочитанных страниц в первый день, нужно 12 умножить на 4

    12 × 4 = 48 страниц прочитано в первый день

    Узнаем сколько страниц осталось прочесть. Вычтем из общего количества страниц (100) количество прочитанных страниц (48)

    100 − 48 = 52 страницы осталось прочесть

    Осталось прочесть 52 страницы. Теперь найдем такую производительность, при которой Том сможет прочесть 52 страницы за 4 часа. Раскидаем 52 страницы на 4 часа поровну

    52 : 4 = 13 страниц в час

    Ответ: чтобы прочитать оставшуюся часть книги за 4 часа, Том должен читать ее со скоростью 13 страниц в час.

    Замечание. В некоторых источниках слово «производительность» может быть заменено на слова «скорость», «эффективность», «продуктивность», «плодотворность».

    Задача 3. Один насос работал 4 часа, выкачивая 158 вёдер воды в час, а другой — 3 часа, выкачивая 169 вёдер воды в час. Определить какой из насосов выкачал больше вёдер.

    Решение

    Определим сколько всего вёдер выкачал каждый насос по отдельности. Для этого умножим их производительность на время их работы:

    158 в/ч × 4 = 632 вёдер выкачал первый насос

    169 в/ч × 3 = 507 вёдер выкачал второй насос

    632 > 507

    Ответ: первый насос выкачала больше вёдер, чем второй.

    Задача 4. За 2 часа насос выкачал 80 литров воды. Определить сколько литров он выкачает за 5 часов.

    Решение

    Сначала нужно определить сколько литров воды насос выкачивает за час. Для этого 80 литров разделим на 2 часа — получим 40 литров

    80 : 2 = 40 литров в час

    За один час насос выкачивает 40 литров воды. За 5 часов выкачает в пять раз больше

    40 × 5 = 200 литров

    Ответ: за 5 часов насос выкачает 200 литров воды.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  3. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Если известны производительность и время работы, то можно найти выполненную работу. Выполненная работа равна производительности умноженной на время работы:

    A = v × t

    Например, если производительность пекаря составляет 50 булочек в час, и он проработал 4 часа, то можно найти всю выполненную работу за эти четыре часа. Для этого производительность (50 бул/ч) нужно умножить на время его работы (4ч)

    50 × 4 = 200 булочек

    [​IMG]

    Если известны работа и производительность, то можно найти время работы. Время работы равно отношению выполненной работы к производительности:

    [​IMG]

    Например, если в неделю бригада отстраивает 2 этажа, то можно узнать сколько недель потребуется для отстройки 8 этажей. Чтобы определить время отстройки восьми этажей, нужно выполненную работу (8 этажей) разделить на производительность (2 эт./нед):

    8 : 2 = 4 нед.

    Либо с помощью формулы, приведенной выше:

    [​IMG]

    [​IMG]

    Если в неделю строится 2 этажа, то 8 этажей будет отстроено за четыре недели. В данном случае вся работа была равна восьми. Производительность была равна двум, поскольку по определению производительность есть работа, выполненная за единицу времени – в нашем случае два этажа за неделю.

    Задача 6. Принтер работает с производительностью 70 стр./ч. Сколько страниц он напечатает за 5 часов?

    Решение

    Если в час принтер печатает 70 страниц, то за 5 часов он напечатает в 5 раз больше:

    70 × 5 = 350 страниц

    [​IMG]

    Также, решение можно записать с помощью формулы нахождения работы. В данном случае, количество напечатанных страниц являются выполненной работой:

    A = v × t = 70 × 5 = 350 страниц

    A = 350 страниц

    Задача 7. Принтер напечатал 350 страниц за 5 часов. С какой производительностью он работал?

    Решение

    Если в течении пяти часов принтер напечатал 350 страниц, то в течении часа он печатал [​IMG]. То есть работал с производительностью 70 страниц в час:

    350 : 5 = 70 стр./ч.

    Либо с помощью формулы нахождения производительности:

    [​IMG]

    Задача 8. Принтер работал с производительностью 70 страниц в час и напечатал 350 страниц. Определить время работы принтера.

    Решение

    Выражение «работал с производительностью 70 страниц в час» означает, что в каждом часе принтер печатал по 70 страниц. И это продолжалось до тех пор, пока он не напечатал 350 страниц. Очевидно, что разделив 350 страниц по 70, мы определим время работы принтера, то есть узнаем сколько часов он работал

    350 : 70 = 5 ч.

    Либо с помощью формулы нахождения времени:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  4. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задача 9. Машинистка в первый день напечатала 48 страниц рукописи, а во второй день — на 12 страниц больше, чем в первый. На всю работу в эти 2 дня она затратила 9 часов. Сколько часов работала она в каждый из этих дней, если производительность её не менялась ?

    Решение

    Определим сколько страниц напечатала машинистка во второй день. В условии сказано, что напечатала она на 12 страниц больше, чем в первый:

    48 + 12 = 60 страниц во второй день.

    Определим сколько страниц машинистка напечатала за два дня:

    48 + 60 = 108 страниц за два дня.

    На эту работу машинистка затратила 9 часов. Также сказано, что производительность её не менялась. Если мы разделим выполненную работу (108) на время выполнения (9), то определим производительность машинистки:

    108 : 9 = 12 страниц в час.

    Теперь мы можем определить сколько часов работала машинистка в каждый из двух дней. Для этого поочередно разделим выполненные работы в каждом из двух дней на производительность:

    48 : 12 = 4 часа работала машинистка в первый день

    60 : 12 = 5 часов работала машинистка во второй день.

    Задача 10. Джон решил 10 примеров за 5 минут. С какой производительностью он решал эти примеры?

    10 примеров это выполненная Джоном работа. 5 минут — время работы. Разделим выполненную работу на время работы и определим производительность Джона:

    10 : 5 = 2 примера в минуту.

    Производительность Джона равна двум примерам в минуту.

    [​IMG]

    Задача 11. Джон решил несколько примеров за 5 минут. С какой производительностью он решил эти примеры?

    Это та же самая задача, что и предыдущая, но в ней работа не выражена каким-либо числом. Сказано лишь то, что Джон выполнил эту работу за 5 минут. Поэтому, конкретную производительность в такой задаче узнать нельзя. Но можно воспользоваться дробями. Обозначим выполненную работу через единицу. Тогда производительность работы Джона будет выражаться дробью – частью примеров, решенных за единицу времени. Если вы изучили задачи на дроби, то должны понимать о чем идёт речь.

    Итак, обозначим выполненную работу через единицу:

    A = 1

    Мы знаем, что для нахождения производительности, выполненную работу нужно разделить на время. Время работы у нас равно пяти минутам. Поэтому, единицу делим на пять минут:

    [​IMG]

    Дробь [​IMG] выражает часть работы, выполненную Джоном за единицу времени. Если мы вернемся к предыдущей задаче, где выполненная работа была равна десяти примерам и найдем одну пятую от этой работы, то получим 2

    [​IMG]

    Выражать выполненную работу через единицу часто приходится при решении задач на совместную работу.

    Задачи на совместную работу
    Задача 1. Первый мастер за 2 часа изготавливает 64 детали, а второй за 3 часа – 72 детали. За сколько часов они изготовят 336 деталей?

    В данной задаче речь идет о совместной работе. Необходимо определить производительность обоих мастеров и найти время за которое они изготовят 336 деталей.

    Для начала определим производительность первого мастера:

    64 : 2 = 32 дет./час

    Определим производительность второго мастера:

    72 : 3 = 24 дет./час

    Определим совместную производительность мастеров. Для этого сложим количество деталей, которые они изготавливают по отдельности за единицу времени. То есть сложим их производительности:

    32 дет./час + 24 дет./час = 56 дет./час

    Вместе за один час мастера изготавливают 56 деталей. Чтобы узнать за сколько часов они изготовят 336 деталей, нужно определить сколько раз 336 содержит по 56

    336 : 56 = 6 часов

    [​IMG]

    Задача 2. Первый мастер может покрасить забор за 20 минут, а второй мастер – за 30 минут. За сколько минут, работая вместе, они могут покрасить забор?

    Решение

    В данной задаче, в отличие от предыдущей, работа не выражена каким-либо числом. Сказано лишь то, что эту работу первый мастер может выполнить за 20 минут, а второй за 30 минут.

    В такой ситуации можно воспользоваться дробями. Мы можем обозначить всю работу (покраску забора) через единицу.

    Итак, обозначим работу (покраску забора) через единицу:

    A = 1

    [​IMG]

    Производительность первого мастера будет выражáться дробью [​IMG]. То есть за одну минуту он покрасит одну двадцатую часть забора. Единица это вся работа, а двадцать минут это время работы. Запишем производительность первого мастера с помощью формулы нахождения производительности:

    [​IMG]

    А производительность второго мастера будет выражáться дробью [​IMG]. То есть за одну минуту он покрасит одну тридцатую часть забора:

    [​IMG]

    Определим общую производительность мастеров. Для этого сложим дроби, выражающие производительность первого и второго мастеров:

    [​IMG]

    [​IMG] это дробь, выражающая общую производительность обоих мастеров. То есть за одну минуту мастера вместе покрасят [​IMG] часть забора.

    Определим время за которое мастера покрасят забор вместе. Для этого воспользуемся формулой нахождения времени: разделим выполненную работу на общую производительность мастеров. Выполненная работа у нас выражена единицей, а производительность — дробью [​IMG]

    [​IMG]

    Ответ: работая вместе, мастера покрасят забор за 12 минут.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  5. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задача 4. Одна труба наполняет бассейн за 6 ч, а другая – за 4 ч. За
    сколько часов наполняют бассейн обе трубы, работая вместе?

    Решение

    Обозначим работу (наполнение бассейна) через единицу

    A = 1

    Тогда первая труба за один час выполнит [​IMG] часть работы, а вторая труба — [​IMG] часть работы. Работая вместе за один час они выполнят [​IMG] часть работы:

    [​IMG]

    Определим время за которое обе трубы наполняют бассейн, работая вместе:

    [​IMG]

    2,4 это два целых часа и четыре десятых часа

    2,4 = 2 ч + 0,4 ч

    А четыре десятых часа это 24 минуты

    60 мин. × 0,4 = 24 мин.

    Ответ: работая вместе обе трубы наполнят бассейн за 2 ч 24 мин.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  6. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Задачи для самостоятельного решения
    Задача 1. Первая бригада может выполнить некоторое задание за 12 часов, вторая – за 4 часа. За сколько часов они выполнят задание, если будут работать вместе?
    Показать решение
    Задача 2. Лошадь съедает копну сена за 1 сутки, корова может съесть такую же копну за 3 суток, а овца за 6 суток. За какое время съедят эту копну лошадь, корова и овца вместе.
    Показать решение
    Задача 3. Сосуд наполняется шлангом за 12 мин, а полный сосуд опорожняется при открытии крана за 20 мин. За какое время наполнится пустой сосуд, если одновременно открыть кран и вливать в него воду через шланг?
    Показать решение
    Задача 4. Через первую трубу бассейн можно заполнить за 20 ч, через вторую за 30 ч. Какая часть бассейна заполнится через обе трубы за 1 ч?
    Показать решение
    Задача 5. На прокладку траншеи требуется затратить 10 ч. Экскаватор проработал 8 ч, после чего ему осталось пройти 50 м. Найти общую длину траншеи.
    Показать решение
    Задача 6. Ванна заполняется холодной водой за 6 мин 40 с, горячей – за 8 мин. Кроме того, если из полной ванны вынуть пробку, вода вытечет за 13 мин 20 с. Сколько времени понадобится, чтобы наполнить ванну полностью, при условии, что открыты оба крана, но ванна не заткнута пробкой?.
    Показать решение
     
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  7. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Пошла стата

    Важный и интересный раздел

    Не так прост, как кажется

    Элементы статистики


    Продолжаем изучать элементарные задачи по математике. Сегодня мы поговорим о статистике.

    Статистика — это раздел математики в котором изучаются вопросы сбора, измерения и анализа информации, представленной в числовой форме. Происходит слово статистика от латинского слова status (состояние или положение дел).

    Так, с помощью статистики мы можем узнать свое положение дел, касающихся финансов. С начала месяца можно вести дневник расходов и по окончании месяца, воспользовавшись статистикой, узнать сколько денег в среднем мы тратили каждый день или какая потраченная сумма была наибольшей в этом месяце либо узнать какую сумму мы тратили наиболее часто.

    На основе этой информации можно провести анализ и сделать определенные выводы: следует ли в следующем месяце немного сбавить аппетит, чтобы тратить меньше денег, либо наоборот позволить себе не только хлеб с водой, но и колбасу.

    Содержание урока


    Выборка. Объем. Размах
    Что такое выборка? Если говорить простым языком, то это отобранная нами информация для исследования. Например, мы можем сформировать следующую выборку — суммы денег, потраченных в каждый из шести дней. Давайте нарисуем таблицу в которую занесем расходы за шесть дней

    [​IMG]

    Выборка состоит из n-элементов. Вместо переменной n может стоять любое число. У нас имеется шесть элементов, поэтому переменная n равна 6

    n = 6

    Элементы выборки обозначаются с помощью переменных с индексами [​IMG]. Последний [​IMG] элемент является шестым элементом выборки, поэтому вместо n будет стоять число 6.

    [​IMG]

    Обозначим элементы нашей выборки через переменные [​IMG]

    [​IMG]

    Количество элементов выборки называют объемом выборки. В нашем случае объем равен шести.

    Размахом выборки называют разницу между самым большим и маленьким элементом выборки.

    В нашем случае, самым большим элементом выборки является элемент 250, а самым маленьким — элемент 150. Разница между ними равна 100

    [​IMG]

    [​IMG]

    Среднее арифметическое
    Понятие среднего значения часто используется в повседневной жизни.

    Примеры:

    • средняя зарплата жителей страны;
    • средний балл учащихся;
    • средняя скорость движения;
    • средняя производительность труда.
    Речь идет о среднем арифметическом — результате деления суммы элементов выборки на их количество.

    Среднее арифметическое — это результат деления суммы элементов выборки на их количество.

    [​IMG]

    Вернемся к нашему примеру

    [​IMG]

    Узнаем сколько в среднем мы тратили в каждом из шести дней:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  8. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Средняя скорость движения
    При изучении задач на движение мы определяли скорость движения следующим образом: делили пройденное расстояние на время. Но тогда подразумевалось, что тело движется с постоянной скоростью, которая не менялась на протяжении всего пути.

    В реальности, это происходит довольно редко или не происходит совсем. Тело, как правило, движется с различной скоростью.

    Когда мы ездим на автомобиле или велосипеде, наша скорость часто меняется. Когда впереди нас помехи, нам приходиться сбавлять скорость. Когда же трасса свободна, мы ускоряемся. При этом за время нашего ускорения скорость изменяется несколько раз.

    Речь идет о средней скорости движения. Чтобы её определить нужно сложить скорости движения, которые были в каждом часе/минуте/секунде и результат разделить на время движения.

    Задача 1. Автомобиль первые 3 часа двигался со скоростью 66,2 км/ч, а следующие 2 часа — со скоростью 78,4 км/ч. С какой средней скоростью он ехал?

    [​IMG]

    Сложим скорости, которые были у автомобиля в каждом часе и разделим на время движения (5ч)

    [​IMG]

    Значит автомобиль ехал со средней скоростью 71,08 км/ч.

    Определять среднюю скорость можно и по другому — сначала найти расстояния, пройденные с одной скоростью, затем сложить эти расстояния и результат разделить на время. На рисунке видно, что первые три часа скорость у автомобиля не менялась. Тогда можно найти расстояние, пройденное за три часа:

    66,2 × 3 = 198,6 км.

    Аналогично можно определить расстояние, которое было пройдено со скоростью 78,4 км/ч. В задаче сказано, что с такой скоростью автомобиль двигался 2 часа:

    78,4 × 2 = 156,8 км.

    Сложим эти расстояния и результат разделим на 5

    [​IMG]

    Задача 2. Велосипедист за первый час проехал 12,6 км, а в следующие 2 часа он ехал со скоростью 13,5 км/ч. Определить среднюю скорость велосипедиста.

    [​IMG]

    Скорость велосипедиста в первый час составляла 12,6 км/ч. Во второй и третий час он ехал со скоростью 13,5. Определим среднюю скорость движения велосипедиста:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  9. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Мода и медиана
    Модой называют элемент, который встречается в выборке чаще других.

    Рассмотрим следующую выборку: шестеро спортсменов, а также время в секундах за которое они пробегают 100 метров

    [​IMG]

    Элемент 14 встречается в выборке чаще других, поэтому элемент 14 назовем модой.

    Рассмотрим еще одну выборку. Тех же спортсменов, а также смартфоны, которые им принадлежат

    [​IMG]

    Элемент iphone встречается в выборке чаще других, значит элемент iphone является модой. Говоря простым языком, носить iphone модно.

    Конечно элементы выборки в этот раз выражены не числами, а другими объектами (смартфонами), но для общего представления о моде этот пример вполне приемлем.

    Рассмотрим следующую выборку: семеро спортсменов, а также их рост в сантиметрах:

    [​IMG]

    Упорядочим данные в таблице так, чтобы рост спортсменов шел по возрастанию. Другими словами, построим спортсменов по росту:

    [​IMG]

    Выпишем рост спортсменов отдельно:

    180, 182, 183, 184, 185, 188, 190

    В получившейся выборке 7 элементов. Посередине этой выборки располагается элемент 184. Слева и справа от него по три элемента. Такой элемент как 184 называют медианой упорядоченной выборки.

    Медианой упорядоченной выборки называют элемент, располагающийся посередине.

    Отметим, что данное определение справедливо в случае, если количество элементов упорядоченной выборки является нечётным.

    В рассмотренном выше примере, количество элементов упорядоченной выборки было нечётным. Это позволило нам быстро указать медиану

    [​IMG]

    Но возможны случаи, когда количество элементов выборки чётно.

    К примеру, рассмотрим выборку в которой не семеро спортсменов, а шестеро:

    [​IMG]

    Построим этих шестерых спортсменов по росту:

    [​IMG]

    Выпишем рост спортсменов отдельно:

    180, 182, 184, 186, 188, 190

    В данной выборке не получается указать элемент, который находился бы посередине. Если указать элемент 184 как медиану, то слева от этого элемента будут располагаться два элемента, а справа — три. Если как медиану указать элемент 186, то слева от этого элемента будут располагаться три элемента, а справа — два.

    В таких случаях для определения медианы выборки, нужно взять два элемента выборки, находящихся посередине и найти их среднее арифметическое. Полученный результат будет являться медианой.

    Вернемся к нашим спортсменам. В упорядоченной выборке 180, 182, 184, 186, 188, 190 посередине располагаются элементы 184 и 186

    [​IMG]

    Найдем среднее арифметическое элементов 184 и 186

    [​IMG]

    Элемент 185 является медианой выборки, несмотря на то, что этот элемент не является членом исходной и упорядоченной выборки. Спортсмена с ростом 185 нет среди остальных спортсменов. Рост в 185 см используется в данном случае для статистики, чтобы можно было сказать о том, что срединный рост спортсменов составляет 185 см.

    Поэтому более точное определение медианы зависит от количества элементов в выборке.

    Если количество элементов упорядоченной выборки нечётно, то медианой выборки называют элемент, располагающийся посередине.

    Если количество элементов упорядоченной выборки чётно, то медианой выборки называют среднее арифметическое двух чисел, располагающихся посередине этой выборки.

    Медиана и среднее арифметическое по сути являются «близкими родственниками», поскольку и то и другое используют для определения среднего значения. Например, для предыдущей упорядоченной выборки 180, 182, 184, 186, 188, 190 мы определили медиану, равную 185. Этот же результат можно получить путем определения среднего арифметического элементов 180, 182, 184, 186, 188, 190

    [​IMG]

    Но медиана в некоторых случаях отражает более реальную ситуацию. Например, рассмотрим следующий пример:

    Было подсчитано количество имеющихся очков у каждого спортсмена. В результате получилась следующая выборка:

    0, 1, 1, 1, 2, 1, 2, 3, 5, 4, 5, 0, 1, 6, 1

    Определим среднее арифметическое для данной выборки — получим значение 2,2

    [​IMG]

    По данному значению можно сказать, что в среднем у спортсменов 2,2 очка

    Теперь определим медиану для этой же выборки. Упорядочим элементы выборки и укажем элемент, находящийся посередине:

    0, 0, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 2, 2, 3, 4, 5, 5, 6

    В данном примере медиана лучше отражает реальную ситуацию, поскольку половина спортсменов имеет не более одного очка.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  10. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Частота
    Частота это число, которое показывает сколько раз в выборке встречается тот или иной элемент.

    Предположим, что в школе проходят соревнования по подтягиваниям. В соревнованиях участвует 36 школьников. Составим таблицу в которую будем заносить число подтягиваний, а также число участников, которые выполнили столько подтягиваний.

    [​IMG]

    По таблице можно узнать сколько человек выполнило 5, 10 или 15 подтягиваний. Так, 5 подтягиваний выполнили четыре человека, 10 подтягиваний выполнили восемь человек, 15 подтягиваний выполнили три человека.

    Количество человек, повторяющих одно и то же число подтягиваний в данном случае являются частотой. Поэтому вторую строку таблицы переименуем в название «частота»:

    [​IMG]

    Такие таблицы называют таблицами частот.

    Частота обладает следующим свойством: сумма частот равна общему числу данных в выборке.

    Это означает, что сумма частот равна общему числу школьников, участвующих в соревнованиях, то есть тридцати шести. Проверим так ли это. Сложим частоты, приведенные в таблице:

    4 + 5 + 10 + 8 + 6 + 3 = 36
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  11. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    осительная частота это в принципе та же самая частота, которая была рассмотрена ранее, но только выраженная в процентах.

    Относительная частота равна отношению частоты на общее число элементов выборки.

    Вернемся к нашей таблице:

    [​IMG]

    Пять подтягиваний выполнили 4 человека из 36. Шесть подтягиваний выполнили 5 человек из 36. Восемь подтягиваний выполнили 10 человек из 36 и так далее. Давайте заполним таблицу с помощью таких отношений:

    [​IMG]

    Выполним деление в этих дробях:

    [​IMG]

    Выразим эти частоты в процентах. Для этого умножим их на 100. Умножение на 100 удобно выполнить передвижением запятой на две цифры вправо:

    [​IMG]

    Теперь можно сказать, что пять подтягиваний выполнили 11% участников, 6 подтягиваний выполнили 14% участников, 8 подтягиваний выполнили 28% участников и так далее.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  12. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    бщие сведения об уравнениях


    Уравнения — одна из сложных тем для усвоения, но при этом они являются достаточно мощным инструментом для решения большинства задач.

    С помощью уравнений описываются различные процессы, протекающие в природе. Уравнения широко применяются в других науках: в экономике, физике, биологии и химии.

    В данном уроке мы попробуем понять суть простейших уравнений, научимся выражать неизвестные и решим несколько уравнений. По мере усвоения новых материалов, уравнения будут усложняться, поэтому понять основы очень важно.

    Предварительные навыки


    Содержание урока


    Что такое уравнение?
    Уравнение — это равенство, содержащее в себе переменную, значение которой требуется найти. Это значение должно быть таким, чтобы при его подстановке в исходное уравнение получалось верное числовое равенство.

    Например выражение 3 + 2 = 5 является равенством. При вычислении левой части получается верное числовое равенство 5 = 5.

    А вот равенство 3 + x = 5 является уравнением, поскольку содержит в себе переменную x, значение которой можно найти. Значение должно быть таким, чтобы при подстановке этого значения в исходное уравнение, получилось верное числовое равенство.

    Другими словами, мы должны найти такое значение, при котором знак равенства оправдал бы свое местоположение — левая часть должна быть равна правой части.

    Уравнение 3 + x = 5 является элементарным. Значение переменной x равно числу 2. При любом другом значении равенство соблюдáться не будет

    [​IMG]

    Говорят, что число 2 является корнем или решением уравнения 3 + x = 5

    Корень или решение уравнения — это значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.

    Корней может быть несколько или не быть совсем. Решить уравнение означает найти его корни или доказать, что корней нет.

    Переменную, входящую в уравнение, иначе называют неизвестным. Вы вправе называть как вам удобнее. Это синонимы.

    Примечание. Словосочетание «решить уравнение» говорит самó за себя. Решить уравнение означает «уравнять» равенство — сделать его сбалансированным, чтобы левая часть равнялась правой части.

    Выразить одно через другое
    Изучение уравнений по традиции начинается с того, чтобы научиться выражать одно число, входящее в равенство, через ряд других. Давайте не будем нарушать эту традицию и поступим также.

    Рассмотрим следующее выражение:

    8 + 2

    Данное выражение является суммой чисел 8 и 2. Значение данного выражения равно 10

    8 + 2 = 10

    Получили равенство. Теперь можно выразить любое число из этого равенства через другие числа, входящие в это же равенство. К примеру, выразим число 2.

    Чтобы выразить число 2, нужно задать вопрос: «что нужно сделать с числами 10 и 8, чтобы получить число 2». Понятно, что для получения числа 2, нужно из числа 10 вычесть число 8.

    Так и делаем. Записываем число 2 и через знак равенства говорим, что для получения этого числа 2 мы из числа 10 вычли число 8:

    2 = 10 − 8

    Мы выразили число 2 из равенства 8 + 2 = 10. Как видно из примера, ничего сложного в этом нет.

    При решении уравнений, в частности при выражении одного числа через другие, знак равенства удобно заменять на слово «есть». Делать это нужно мысленно, а не в самом выражении.

    Так, выражая число 2 из равенства 8 + 2 = 10 мы получили равенство 2 = 10 − 8. Данное равенство можно прочесть так:

    2 есть 10 − 8

    То есть знак = заменен на слово «есть». Более того, равенство 2 = 10 − 8 можно перевести с математического языка на полноценный человеческий язык. Тогда его можно будет прочитать следующим образом:

    Число 2 есть разность числа 10 и числа 8

    или

    Число 2 есть разница между числом 10 и числом 8.

    Но мы ограничимся лишь заменой знака равенства на слово «есть», и то будем делать это не всегда. Элементарные выражения можно понимать и без перевода математического языка на язык человеческий.

    Вернём получившееся равенство 2 = 10 − 8 в первоначальное состояние:

    8 + 2 = 10

    Выразим в этот раз число 8. Что нужно сделать с остальными числами, чтобы получить число 8? Верно, нужно из числа 10 вычесть число 2

    8 = 10 − 2

    Вернем получившееся равенство 8 = 10 − 2 в первоначальное состояние:

    8 + 2 = 10

    В этот раз выразим число 10. Но оказывается, что десятку выражать не нужно, поскольку она уже выражена. Достаточно поменять местами левую и правую часть, тогда получится то, что нам нужно:

    10 = 8 + 2

    Пример 2. Рассмотрим равенство 8 − 2 = 6

    Выразим из этого равенства число 8. Чтобы выразить число 8 остальные два числа нужно сложить:

    8 = 6 + 2

    Вернем получившееся равенство 8 = 6 + 2 в первоначальное состояние:

    8 − 2 = 6

    Выразим из этого равенства число 2. Чтобы выразить число 2, нужно из 8 вычесть 6

    2 = 8 − 6
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  13. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Правила нахождения неизвестных
    Рассмотрим несколько правил нахождения неизвестных. Возможно, они вам знакомы, но не мешает повторить их ещё раз. В дальнейшем их можно будет забыть, поскольку мы научимся решать уравнения, не применяя эти правила.

    Вернемся к первому примеру, который мы рассматривали в предыдущей теме, где в равенстве 8 + 2 = 10 требовалось выразить число 2.

    В равенстве 8 + 2 = 10 числа 8 и 2 являются слагаемыми, а число 10 — суммой.

    [​IMG]

    Чтобы выразить число 2, мы поступили следующим образом:

    2 = 10 − 8

    То есть из суммы 10 вычли слагаемое 8.

    Теперь представим, что в равенстве 8 + 2 = 10 вместо числа 2 располагается переменная x

    8 + x = 10

    В этом случае равенство 8 + 2 = 10 превращается в уравнение 8 + x = 10, а переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного слагаемого

    [​IMG]

    Наша задача найти это неизвестное слагаемое, то есть решить уравнение 8 + x = 10. Для нахождения неизвестного слагаемого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

    Что мы в принципе и сделали, когда выражали двойку в равенстве 8 + 2 = 10. Чтобы выразить слагаемое 2, мы из суммы 10 вычли другое слагаемое 8

    2 = 10 − 8

    А сейчас, чтобы найти неизвестное слагаемое x, мы должны из суммы 10 вычесть известное слагаемое 8:

    x = 10 − 8

    Если вычислить правую часть получившегося равенства, то можно узнать чему равна переменная x

    x = 2

    Мы решили уравнение. Значение переменной x равно 2. Для проверки значение переменной x отправляют в исходное уравнение 8 + x = 10 и подставляют вместо x. Так желательно поступать с любым решённым уравнением, поскольку нельзя быть точно уверенным, что уравнение решено правильно:

    [​IMG]

    В результате получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Это же правило действовало бы в случае, если неизвестным слагаемым было бы первое число 8.

    x + 2 = 10

    В этом уравнении x — это неизвестное слагаемое, 2 — известное слагаемое, 10 — сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое x, нужно из суммы 10 вычесть известное слагаемое 2

    x = 10 − 2

    x = 8

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  14. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Вернемся ко второму примеру из предыдущей темы, где в равенстве 8 − 2 = 6 требовалось выразить число 8.

    В равенстве 8 − 2 = 6 число 8 это уменьшаемое, число 2 — вычитаемое, число 6 — разность

    [​IMG]

    Чтобы выразить число 8, мы поступили следующим образом:

    8 = 6 + 2

    То есть сложили разность 6 и вычитаемое 2.

    Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 8 располагается переменная x

    x − 2 = 6

    В этом случае переменная x берет на себя роль так называемого неизвестного уменьшаемого

    [​IMG]

    Для нахождения неизвестного уменьшаемого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

    Что мы и сделали, когда выражали число 8 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить уменьшаемое 8, мы к разности 6 прибавили вычитаемое 2.

    А сейчас, чтобы найти неизвестное уменьшаемое x, мы должны к разности 6 прибавить вычитаемое 2

    x = 6 + 2

    Если вычислить правую часть, то можно узнать чему равна переменная x

    x = 8

    Теперь представим, что в равенстве 8 − 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x

    8 − x = 6

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного вычитаемого

    [​IMG]

    Для нахождения неизвестного вычитаемого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

    Что мы и сделали, когда выражали число 2 в равенстве 8 − 2 = 6. Чтобы выразить число 2, мы из уменьшаемого 8 вычли разность 6.

    А сейчас, чтобы найти неизвестное вычитаемое x, нужно опять же из уменьшаемого 8 вычесть разность 6

    x = 8 − 6

    Вычисляем правую часть и находим значение x

    x = 2

    Вернемся к третьему примеру из предыдущей темы, где в равенстве 3 × 2 = 6 мы пробовали выразить число 3.

    В равенстве 3 × 2 = 6 число 3 — это множимое, число 2 — множитель, число 6 — произведение

    [​IMG]

    Чтобы выразить число 3 мы поступили следующим образом:

    [​IMG]

    То есть разделили произведение 6 на множитель 2.

    Теперь представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 3 располагается переменная x

    x × 2 = 6

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множимого.

    [​IMG]

    Для нахождения неизвестного множимого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель.

    Что мы и сделали, когда выражали число 3 из равенства 3 × 2 = 6. Произведение 6 мы разделили на множитель 2.

    А сейчас для нахождения неизвестного множимого x, нужно произведение 6 разделить на множитель 2.

    [​IMG]

    Вычисление правой части позволяет нам найти значение переменной x

    x = 3

    Это же правило применимо в случае, если переменная x располагается вместо множителя, а не множимого. Представим, что в равенстве 3 × 2 = 6 вместо числа 2 располагается переменная x.

    [​IMG]

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного множителя. Для нахождения неизвестного множителя предусмотрено такое же, что и для нахождения неизвестного множимого, а именно деление произведения на известный множитель:

    Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое.

    [​IMG]

    Что мы и сделали, когда выражали число 2 из равенства 3 × 2 = 6. Тогда для получения числа 2 мы разделили произведение 6 на множимое 3.

    А сейчас для нахождения неизвестного множителя x мы разделили произведение 6 на множимое 3.

    Вычисление правой части равенства [​IMG] позволяет узнать чему равно x

    x = 2

    Множимое и множитель вместе называют сомножителями. Поскольку правила нахождения множимого и множителя совпадают, мы можем сформулировать общее правило нахождения неизвестного сомножителя:

    Чтобы найти неизвестный сомножитель, нужно произведение разделить на известный сомножитель.

    Например, решим уравнение 9 × x = 18. Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 18 разделить на известный сомножитель 9

    [​IMG]

    Отсюда [​IMG].
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  15. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Решим уравнение x × 3 = 27. Переменная x является неизвестным сомножителем. Чтобы найти этот неизвестный сомножитель, нужно произведение 27 разделить на известный сомножитель 3

    [​IMG]

    Отсюда [​IMG].

    Вернемся к четвертому примеру из предыдущей темы, где в равенстве [​IMG] требовалось выразить число 15. В этом равенстве число 15 — это делимое, число 5 — делитель, число 3 — частное.

    [​IMG]

    Чтобы выразить число 15 мы поступили следующим образом:

    15 = 3 × 5

    То есть умножили частное 3 на делитель 5.

    Теперь представим, что в равенстве [​IMG] вместо числа 15 располагается переменная x

    [​IMG]

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делимого.

    [​IMG]

    Для нахождения неизвестного делимого предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

    Что мы и сделали, когда выражали число 15 из равенства [​IMG]. Чтобы выразить число 15, мы умножили частное 3 на делитель 5.

    А сейчас, чтобы найти неизвестное делимое x, нужно частное 3 умножить на делитель 5

    x = 3 × 5

    Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x.

    x = 15

    Теперь представим, что в равенстве [​IMG] вместо числа 5 располагается переменная x.

    [​IMG]

    В этом случае переменная x берет на себя роль неизвестного делителя.

    [​IMG]

    Для нахождения неизвестного делителя предусмотрено следующее правило:

    Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.

    Что мы и сделали, когда выражали число 5 из равенства [​IMG]. Чтобы выразить число 5, мы разделили делимое 15 на частное 3.

    А сейчас, чтобы найти неизвестный делитель x, нужно делимое 15 разделить на частное 3

    [​IMG]

    Вычислим правую часть получившегося равенства. Так мы узнаем чему равна переменная x.

    x = 5

    Итак, для нахождения неизвестных мы изучили следующие правила:

    • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое;
    • Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое;
    • Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность;
    • Чтобы найти неизвестное множимое, нужно произведение разделить на множитель;
    • Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое;
    • Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель;
    • Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  16. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Компоненты
    Компонентами мы будем называть числа и переменные, входящие в равенство

    Так, компонентами сложения являются слагаемые и сумма

    [​IMG]

    Компонентами вычитания являются уменьшаемое, вычитаемое и разность

    [​IMG]

    Компонентами умножения являются множимое, множитель и произведение

    [​IMG]

    Компонентами деления являются делимое, делитель и частное

    [​IMG]

    В зависимости от того, с какими компонентами мы будем иметь дело, будут применяться соответствующие правила нахождения неизвестных. Эти правила мы изучили в предыдущей теме. При решении уравнений желательно знать эти правило наизусть.

    Пример 1. Найти корень уравнения 45 + x = 60

    45 — слагаемое, x — неизвестное слагаемое, 60 — сумма. Имеем дело с компонентами сложения. Вспоминаем, что для нахождения неизвестного слагаемого, нужно из суммы вычесть известное слагаемое:

    x = 60 − 45

    Вычислим правую часть, получим значение x равное 15

    x = 15

    Значит корень уравнения 45 + x = 60 равен 15.

    Чаще всего неизвестное слагаемое необходимо привести к виду при котором его можно было бы выразить.

    Пример 2. Решить уравнение [​IMG]

    Здесь в отличие от предыдущего примера, неизвестное слагаемое нельзя выразить сразу, поскольку оно содержит коэффициент 2. Наша задача привести это уравнение к виду при котором можно было бы выразить x

    В данном примере мы имеем дело с компонентами сложения — слагаемыми и суммой. 2x — это первое слагаемое, 4 — второе слагаемое, 8 — сумма.

    [​IMG]

    При этом слагаемое 2x содержит переменную x. После нахождения значения переменной x слагаемое 2x примет другой вид. Поэтому слагаемое 2x можно полностью принять за неизвестное слагаемое:

    [​IMG]

    Теперь применяем правило нахождения неизвестного слагаемого. Вычитаем из суммы известное слагаемое:

    [​IMG]

    Вычислим правую часть получившегося уравнения:

    [​IMG]

    Мы получили новое уравнение [​IMG]. Теперь мы имеем дело с компонентами умножения: множимым, множителем и произведением. 2 — множимое, x — множитель, 4 — произведение

    [​IMG]

    При этом переменная x является не просто множителем, а неизвестным множителем

    [​IMG]

    Чтобы найти этот неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

    [​IMG]

    Вычислим правую часть, получим значение переменной x

    [​IMG]

    Для проверки найденный корень отправим в исходное уравнение [​IMG] и подставим вместо x

    [​IMG]

    Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  17. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Вроде как до 6-го класса дошли )

    Пример 3. Решить уравнение 3x + 9x + 16x = 56

    Cразу выразить неизвестное x нельзя. Сначала нужно привести данное уравнение к виду при котором его можно было бы выразить.

    Приведем подобные слагаемые в левой части данного уравнения:

    [​IMG]

    Имеем дело с компонентами умножения. 28 — множимое, x — множитель, 56 — произведение. При этом x является неизвестным множителем. Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на множимое:

    [​IMG]

    Отсюда x равен 2

    [​IMG]

    Равносильные уравнения
    В предыдущем примере при решении уравнения 3x + 9x + 16x = 56, мы привели подобные слагаемые в левой части уравнения. В результате получили новое уравнение 28x = 56. Старое уравнение 3x + 9x + 16x = 56 и получившееся новое уравнение 28x = 56 называют равносильными уравнениями, поскольку их корни совпадают.

    Уравнения называют равносильными, если их корни совпадают.

    Проверим это. Для уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы нашли корень равный 2. Подставим этот корень сначала в уравнение 3x + 9x + 16x = 56, а затем в уравнение 28x = 56, которое получилось в результате приведения подобных слагаемых в левой части предыдущего уравнения. Мы должны получить верные числовые равенства

    [​IMG]

    Согласно порядку действий, в первую очередь выполняется умножение:

    [​IMG]

    Подставим корень 2 во второе уравнение 28x = 56

    [​IMG]

    Видим, что у обоих уравнений корни совпадают. Значит уравнения 3x + 9x + 16x = 56 и 28x = 56 действительно являются равносильными.

    Для решения уравнения 3x + 9x + 16x = 56 мы воспользовались одним из тождественных преобразований — приведением подобных слагаемых. Правильное тождественное преобразование уравнения позволило нам получить равносильное уравнение 28x = 56, которое проще решать.

    Из тождественных преобразований на данный момент мы умеем только сокращать дроби, приводить подобные слагаемые, выносить общий множитель за скобки, а также раскрывать скобки. Существуют и другие преобразования, которые следует знать. Но для общего представления о тождественных преобразованиях уравнений, изученных нами тем вполне хватает.

    Рассмотрим некоторые преобразования, которые позволяют получить равносильное уравнение

    Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

    и аналогично:

    Если из обеих частей уравнения вычесть одно и то же число, то получится уравнение равносильное данному.

    Другими словами, корень уравнения не изменится, если к обеим частям данного уравнения прибавить (или вычесть из обеих частей) одно и то же число.

    Пример 1. Решить уравнение [​IMG]

    Вычтем из обеих частей уравнения число 10

    [​IMG]

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

    [​IMG]

    Получили уравнение 5x = 10. Имеем дело с компонентами умножения. Чтобы найти неизвестный сомножитель x, нужно произведение 10 разделить на известный сомножитель 5.

    [​IMG]

    Отсюда [​IMG].

    Вернемся к исходному уравнению [​IMG] и подставим вместо x найденное значение 2

    [​IMG]

    Получили верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    Решая уравнение [​IMG] мы вычли из обеих частей уравнения число 10. В результате получили равносильное уравнение [​IMG]. Корень этого уравнения, как и уравнения [​IMG] так же равен 2

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  18. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится уравнение равносильное данному.

    Другими словами, корни уравнения не изменятся, если обе его части умножить или разделить на одно и то же число. Это действие часто применяется тогда, когда нужно решить уравнение содержащее дробные выражения.

    Сначала рассмотрим примеры, в которых обе части уравнения будут умножаться на одно и то же число.

    Пример 1. Решить уравнение [​IMG]

    При решении уравнений, содержащих дробные выражения, сначала принято упростить это уравнение.

    В данном случае мы имеем дело именно с таким уравнением. В целях упрощения данного уравнения обе его части можно умножить на 8:

    [​IMG]

    Мы помним, что для умножения дроби на число, нужно числитель данной дроби умножить на это число. У нас имеются две дроби и каждая из них умножается на число 8. Наша задача умножить числители дробей на это число 8

    [​IMG]

    Теперь происходит самое интересное. В числителях и знаменателях обеих дробей содержится множитель 8, который можно сократить на 8. Это позволит нам избавиться от дробного выражения:

    [​IMG]

    В результате останется простейшее уравнение

    [​IMG]

    Ну и нетрудно догадаться, что корень этого уравнения равен 4

    [​IMG]

    Вернемся к исходному уравнению [​IMG] и подставим вместо x найденное значение 4

    [​IMG]

    Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.

    При решении данного уравнения мы умножили обе его части на 8. В результате получили уравнение [​IMG]. Корень этого уравнения, как и уравнения [​IMG] равен 4. Значит эти уравнения равносильны.

    Множитель на который умножаются обе части уравнения принято записывать перед частью уравнения, а не после неё. Так, решая уравнение [​IMG], мы умножили обе части на множитель 8 и получили следующую запись:

    [​IMG]

    От этого корень уравнения не изменился, но если бы мы сделали это находясь в школе, то нам сделали бы замечание, поскольку в алгебре множитель принято записывать перед тем выражением, с которым он перемножается. Поэтому умножение обеих частей уравнения [​IMG] на множитель 8 желательно переписать следующим образом:

    [​IMG]
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  19. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Пример 2. Решить уравнение [​IMG]

    Умнóжим обе части уравнения на 15

    [​IMG]

    В левой части множители 15 можно сократить на 15, а в правой части множители 15 и 5 можно сократить на 5

    [​IMG]

    Перепишем то, что у нас осталось:

    [​IMG]

    Раскроем скобки в правой части уравнения:

    [​IMG]

    Перенесем слагаемое x из левой части уравнения в правую часть, изменив знак. А слагаемое 15 из правой части уравнения перенесем в левую часть, опять же изменив знак:

    [​IMG]

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях, получим

    [​IMG]

    Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

    [​IMG]

    Отсюда [​IMG]

    Вернемся к исходному уравнению [​IMG] и подставим вместо x найденное значение 5

    [​IMG]

    Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно. При решении данного уравнения мы умножили обе го части на 15. Далее выполняя тождественные преобразования, мы получили уравнение 10 = 2x. Корень этого уравнения, как и уравнения [​IMG] равен 5. Значит эти уравнения равносильны.

    Пример 3. Решить уравнение [​IMG]

    Умнóжим обе части уравнения на 3

    [​IMG]

    В левой части можно сократить две тройки, а правая часть будет равна 18

    [​IMG]

    Останется простейшее уравнение [​IMG]. Имеем дело с компонентами умножения. Переменная x является неизвестным сомножителем. Найдём этот известный сомножитель:

    [​IMG]

    Отсюда [​IMG]

    Вернемся к исходному уравнению [​IMG] и подставим вместо x найденное значение 9

    [​IMG]

    Получается верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00
  20. Денчик

    Денчик Премиум воспитатель Команда форума

    Регистрация:
    28 фев 2023
    Сообщения:
    7.138
    Симпатии:
    6.001
    Антипатии:
    239
    Пример 4. Решить уравнение [​IMG]

    Умнóжим обе части уравнения на 6

    [​IMG]

    В левой части уравнения раскроем скобки. В правой части множитель 6 можно поднять в числитель:

    [​IMG]

    Сократим в обеих частях уравнениях то, что можно сократить:

    [​IMG]

    Перепишем то, что у нас осталось:

    [​IMG]

    Раскроем скобки в обеих частях уравнения:

    [​IMG]

    Воспользуемся переносом слагаемых. Слагаемые, содержащие неизвестное x, сгруппируем в левой части уравнения, а слагаемые свободные от неизвестных — в правой:

    [​IMG]

    Приведем подобные слагаемые в обеих частях:

    [​IMG]

    Теперь найдем значение переменной x. Для этого разделим произведение 28 на известный сомножитель 7

    [​IMG]

    Отсюда x = 4.

    Вернемся к исходному уравнению [​IMG] и подставим вместо x найденное значение 4

    [​IMG]

    Получилось верное числовое равенство. Значит уравнение решено правильно.
     
    Артемий нравится это.
    Телефон нашего ребцентра в Москве: +7(985) 028 85 85. На связи Антон Волков. Звонить с 9.00 до 19.00